Президент Азербайджана Ильхам Алиев и премьер-министр Армении Никол Пашинян встреча в Вашингтоне 8 августа вызвали волну празднований. Белый дом назвал это историческим, а западные СМИ быстро сообщили, что благодаря посредничеству президента США Дональда Трампа десятилетний конфликт наконец-то был решен. Алиев и Пашинян даже заявили, что Трамп заслуживает Нобелевской премии мира. Но правда, поверьте или нет, более сложная. Для “Медузы” эксперт по Кавказу Роман Черников разбирает, что на самом деле произошло на саммите в Белом доме и какие проблемы еще нужно решить двум странам.
Небольше чем просто фотосессия. Накануне пятничного саммита в Вашингтоне Дональд Трамп написал вводящий в заблуждение пост на своей платформе Truth Social, называя встречу “официальной Церемонией подписания мира”. Крупные мировые издания, такие как Associated Press, CNBC и Euronews, быстро перепечатали это выражение. На самом деле, однако, стороны лишь подписали декларацию, содержащую простое и довольно очевидное семипунктовое заявление.
Первый пункт гласит: Мы и президент Дональд Дж. Трамп Соединенных Штатов Америки стали свидетелями подписания согласованного текста Соглашения об установлении мира и межгосударственных отношений между Республикой Азербайджан и Республикой Армения министрами иностранных дел сторон. В этой связи мы признали необходимость продолжения дальнейших действий для достижения подписания и окончательной ратификации Соглашения и подчеркнули важность поддержания и укрепления мира между нашими двумя странами.
Затем два лидера подписали мирный договор, содержащий 17 пунктов, чтобы показать, что они согласны с текстом и не будут настаивать на каких-либо изменениях в формулировках. Однако подписания по-прежнему не произведено. (Текст документа не был опубликован до трех дней позже, 11 августа.)
Переговоры по тексту договора ведутся с 2020 года, с участием России, Европейского союза и Соединенных Штатов. Как-то раз даже говорили о двух различных версиях соглашения. Но окончательный текст был согласован сторонами сами без посредников в марте, когда Армения приняла последние два оспариваемых пункта.
Таким образом, мероприятие в Белом доме было, по сути, церемониальным жестом — ведь министры иностранных дел двух стран уже ранее признали документ готовым пять месяцев назад. Дата подписания действительного мирного договора остается неизвестной.