Семья Макрон подала иск в американский суд против блогерши, распространяющей одну из самых распространённых теорий заговора о первой леди Франции.

Эмманюэль и Брижит Макрон подали в суд на 36-летнюю американскую инфлюэнсершу Кэндис Оуэнс за клевету. В иске, поданном в суд штата Делавэр, блогерша обвинена в распространении «целой серии проверяемых, ложных и разрушительных утверждений», в частности о том, что Брижит Макрон якобы «родилась мужчиной».

По данным газеты Le Parisien, которая ознакомилась с 219-страничной жалобой, французская президентская чета заявила о «всемирной кампании по унижению», которую устроила Оуэнс. В первой части иска хронологически описываются все материалы, которые блогерша использовала, чтобы сдержать свое «обещание», данное «всему миру» в марте 2024 года о том, что она «поставит на кон свою профессиональную репутацию, доказывая, что Брижит Макрон на самом деле мужчина».

По словам истцов, Оуэнс прекрасно знала, что публикует ложь, но делала это дабы «приобрести известность и заработать деньги». В иске хронологически описываются: видеосерия под названием Becoming Brigitte, публикации в соцсети, собственный сайт, продажа футболок с поддельной обложкой журнала Time с надписью «Мужчина года» и фото первой леди Франции…

«Эта ложь нанесла Макронам значительный ущерб», — говорится в исковой жалобе, тогда как число подписчиков инфлюэнсерши «выросло до 6,9 миллиона на X (бывший «Твиттер») и 4,47 миллиона на YouTube».

«Сериал был активно монетизирован, использовался для сбора пожертвований, продвижения подписок и раскрутки личного бренда. Поведение Оуэнс говорит о сознательном желании провоцировать скандалы ради выгоды и собственной известности», — отмечается в иске.

Макроны требуют «показательной» суммы компенсации и подчеркивают, что их представители пытались добиться удаления контента Кэндис Оуэнс (в частности 3 декабря 2024 года, подав запрос на опровержение). «Она неоднократно игнорировала все попытки начать диалог, — говорится в документе. — Оуэнс использовала это досудебное требование как повод создать ажиотаж и подогреть интерес к следующим эпизодам».

В жалобе утверждается, что с этого момента инфлюенсерша только усилила свои обвинения. Помимо нападок на Брижит, она распространила еще несколько клеветнических высказываний о президенте Франции, утверждая, без всяких оснований, что он якобы является «продуктом секретной программы ЦРУ», имеет связи с бизнесменом Джеффри Эпштейном, обвинявшемся в сексуальной эксплуатации несовершеннолетних, а также что супруги Макрон якобы еще и «состоят в кровном родстве».

Несмотря на новую попытку урегулирования конфликта, Оуэнс продолжила повторять свои обвинения даже после завершения своего «видеосериала», подчеркивается в иске.

В документе указано, что ложные слухи о первой леди начали циркулировать в марте 2021 года (хотя на самом деле, пусть и не так громко, еще с момента прихода президента Макрона к власти в 2017 г. — прим. «Новой»), после публикации во Франции (активисткой «желтых жилетов») Наташей Рей (представляющейся как «независимая журналистка-самоучка») «ложных и клеветнических утверждений» о том, что Брижит Макрон — трансгендерная женщина. Эти слухи, которые Рей сделала популярными, подхватили другие.

Согласно фейку, широко сегодня распространенному во Франции среди сторонников теорий заговора (в основном из среды крайне правых и левых сторонников движения «желтых жилетов»), Брижит Макрон, урожденная Троньё, якобы никогда не существовала (как и своих троих детей якобы никогда не рожала); а на «самом деле» есть только мужчина Жан-Мишель Троньё, который якобы сменил пол и взял имя Брижит. Этот фейк дошел до Соединенных Штатов, где стал вирусным в кругах MAGA, особенно с подачи Кэндис Оуэнс — на фоне президентской кампании, в которой эта инфлюэнсерша активно поддерживала Дональда Трампа.

«Между мартом и маем 2025 года это дело вошло в топ-3 теорий заговора с миллиардом просмотров только во франкоязычных странах. Это абсолютно колоссально. У нас нет других примеров для сравнения с темой, которая распространилась бы так сильно и так быстро», — удивлялся в интервью France Inter Тома Юшон, автор книги «Сопротивляться fake news».

Среди тех, кто распространял сообщения Кэндис Оуэнс, следственная группа Radio France обнаружила близкого к Трампу 67-летнего генерала Майкла Флинна. Он был кратковременным (22 дня) советником Трампа по национальной безопасности во время его первого срока и директором Разведывательного управления Министерства обороны, но рейтинг потускнел, так как генерала обвинили в 2016 году за ложь ФБР о контактах с россиянами (позднее он будет помилован Трампом перед его уходом из Белого дома в 2020 году).

К иску в американский суд, как пишет Le Parisien, адвокаты Макронов приложили доказательства: публикации свидетельств о рождении, семейные фото (снимки Брижит в детстве, на первом причастии, а также на свадьбе с первым мужем Андре‑Луи Озьером; есть и фотографии Жан‑Мишеля Троньё на инаугурациях Эмманюэля Макрона в 2017 и 2022 годах — как доказательство того, что брат и сестра неоднократно находились в одной комнате перед телекамерами).

Ранее во Франции Наташа Рей и Дельфин Жегусс (известная как «ясновидящая» под псевдонимом Амандин Руа, а по-французски фамилии обеих пишутся почти идентично — Natacha Rey et Amandine Roy), которые широко распространяли этот фейк (в том числе в совместных эфирах), были приговорены в сентябре 2024 г. парижским судом за клевету.

Наказание — условные штрафы и выплата 8000 евро ущерба 72-летней Брижит Макрон и 5000 евро 80-летнему Жан-Мишелю Троньё. Обвиняемые обжаловали приговор и были оправданы в Апелляционном суде Парижа 10 июля.

Американка Кэндис Оуэнс в тот же день записала видео, на котором выразила свою радость: «Это мужчина!», «Мы победили! Мы победили!».

Но на самом деле суд не признал эти фейки верными, а посчитал, что большинство обжалуемых эпизодов не подпадают под чрезвычайно либеральный французский закон о свободе печати от 29 июля 1881 года, а один эпизод может считаться «добросовестным заблуждением».

Как пояснило радио France Inter, процесс о клевете не был направлен на то, чтобы выяснить, истинны ли высказывания о человеке или нет. «Центральный вопрос процесса: нанесли ли эти высказывания ущерб его чести? (…) В данном случае апелляционный суд Парижа должен был решить, считает ли он, что обвинение Брижит Макрон в том, что она «трансгендерная женщина», «выдумала свой первый брак» или «лгала о своем гражданском состоянии», наносит ущерб ее чести».

«Обвинение в том, что человек совершил гендерный переход и не хотел об этом говорить, не может характеризоваться как ущерб чести или репутации гражданского истца», — говорится в судебном заключении.

Суд подчеркнул, что для того чтобы попасть под юридическое определение клеветы, высказывания должны содержать «обвинение в незаконном действии, действии, противоречащем морали, или поведении, противоречащем честности».

Одновременно суд отметил, что предоставленные истцами доказательства «выявляют несоответствия и слабость аргументации» обвиняемых. «Я посоветуюсь со своими клиентами о том, что мы будем делать дальше, но, разумеется, мы не согласны с этим решением», — заявил тогда Жан Энноши, адвокат первой леди.

Позднее стало известно, что Брижит Макрон, ее брат, а также прокуратура подали кассационную жалобу. Брижит Макрон также инициировала вторую судебную процедуру по «кибербуллингу» против десятка лиц, атаковавших ее через соцсети.

Вероятно, чтобы избежать ошибки, допущенной в апелляционной инстанции во Франции, подавая иск в США, адвокаты Макронов подчеркнули в нем, что ущерб был нанесен и он «многогранен»: многочисленные заявления Кэндис Оуэнс и их ретрансляция другими инфлюэнсерами повредили отношениям с «другими членами правительства, потенциальными политическими союзниками и различными лицами», а также нанесли серьезный репутационный урон. Кроме того, президентская чета подчеркивает, что была вынуждена потратить «значительные суммы на опровержение ложной информации и снижение ущерба для своей репутации».

Макроны потребовали рассмотрения дела судом присяжных.

Власти могут полностью запретить экспорт бензина из России с 1 августа — сообщили СМИ.

В Госдуме обсуждают декриминализацию торговли игровыми аккаунтами, которая была запрещена недавно принятым законом.