Си Цзиньпин, возможно, потерял власть

После 14-дневного отсутствия, председатель КНР Си Цзиньпин 4 июня вновь появился на публике, чтобы принять президента Беларуси Александра Лукашенко в своей официальной резиденции в Пекине.

Встреча прошла в необычно сдержанной обстановке, и китайские, и белорусские СМИ охарактеризовали её как «семейную» и неформальную. В отличие от обычных государственных визитов, она получила ограниченное освещение в СМИ, что подчёркивает её закрытый характер.

Эти необычные события, наряду с многочисленными заявлениями информаторов, предполагающими, что Си Цзиньпин теперь занимает лишь номинальную должность, вызвали широкое обсуждение политических волнений в высшем руководстве Коммунистической партии Китая.

Некоторые эксперты считают, что Си Цзиньпин, возможно, теряет свою некогда неоспоримую власть или, по крайней мере, сталкивается с внутренними ограничениями своей власти при принятии решений, в том числе по таким ключевым вопросам, как переговоры между США и Китаем. 

В интервью The Epoch Times 3 июня американский учёный и политический обозреватель Ву Цзолаи подробно проанализировал то, что он считает значительными изменениями в положении Си Цзиньпина в компартии.

По словам Ву, позиции Си Цзиньпина как лидера заметно ослабли после Третьего пленума партии в июле 2024 года, когда появился новый внутренний противовес в лице реформистских и умеренных фракций.

«Похоже, что существует временная центральная группа, которая фактически отстранила Си от власти», — сказал Ву.

Несколько аналитиков предложили аналогичные оценки.

Политический обозреватель Тан Цзинъюань отметил, что сдержанное освещение в государственных СМИ во время отсутствия Си говорит о многом.

В последние месяцы в Китае произошла череда необычных кадровых перестановок. Компартия сменила своего высокопоставленного чиновника, отвечающего за дела Тайваня, а также своего старшего чиновника, курирующего Гонконг.

2 июня власти объявили о смерти Сюй Циляна, высокопоставленного военачальника, что вызвало в социальных сетях предположения о подозрительных обстоятельствах его смерти. На «Диалоге Шангри-Ла» 2025 года, который проходил с 30 мая по 1 июня 2025 года, Китай впервые за много лет направил делегата с самым низким статусом — этот шаг многие восприняли как необычный сигнал в военной дипломатии.

По словам Ву, эти события указывают на нарастающую внутреннюю борьбу за власть, напоминающую междоусобицы, сопровождавшие протесты на площади Тяньаньмэнь в 1989 году.

«Сейчас в системе есть две конкурирующие линии, как и в 1989 году перед кровавой расправой на площади Тяньаньмэнь, — сказал Ву. — Исход ещё не определён, что приводит к необычным кадровым назначениям».

Бойня, произошедшая 4 июня 1989 года, когда китайские военные жестоко подавили демократическое движение, возглавляемое студентами, привела к тысячам смертей и ранений.

Политический обозреватель Ли Яньмин согласен с тем, что многочисленные необычные события указывают на то, что двухнедельное отсутствие Си было крайне необычным. Он считает, что высшее руководство Китая с помощью различных действий и сигналов в СМИ посылает сигнал как внутри партии, так и внешнему миру, указывая на стремление ослабить власть Си.

«С одной стороны, это можно расценивать как полупубличное признание того, что позиции Си Цзиньпина ослабевают. С другой стороны, это подтверждает слухи о том, что такие опытные лидеры, как Ху Цзиньтао и Вэнь Цзябао, фактически обладают властью, — сказал он в интервью The Epoch Times. — За кулисами в Пекине назревает политический шторм».

Ву подчеркнул, что ближайшие месяцы будут иметь решающее значение для определения будущего Китая, а также направления его внутренней и внешней политики.

С поезда — на корабль. 19 июня в Иваново стартовал фестиваль сериалов “Пилот”.

США атакуют Иран? Военный эксперт Валерий Ширяев объясняет, что происходит на Ближнем Востоке.