Резолюция XIX съезда КПРФ – Коммунистической партии Российской Федерации – объявила «ошибочными» тезисы «Секретного доклада» о культе личности Сталина, представленные на ХХ съезде КПСС в феврале 1956 года. Сегодняшние коммунисты обвинили первого секретаря той, оригинальной, коммунистической партии Никиту Хрущева в том, что, критикуя Иосифа Виссарионовича, он «сполна проявил анархический индивидуализм, горячность и склонность к расколу». Эх, про «волюнтаризм» забыли! Хрущева все время в чем-то обвиняют. То он Крым украинцам подарил (не дарил – проверьте документы), то он, развивая отношения с США, оказывается, разоблачал Сталина, чтобы ослабить СССР. Вообще, передергивание фактов – одна из главных черт сегодняшней политической конъюнктуры. Чего стоят новые школьные учебники по истории, пропагандистское детище Владимира Мединского, идеолога а-ля Михаил Суслов (хотя до Суслова ему как до луны – тот хотя бы верил в идеи несгибаемого коммунизма, этот строит идеологию на злобу дня).
В резолюции КПРФ утверждает, что у Хрущева была «объективная нехватка материалов, порочащих имя и дело Сталина. Ныне достоверно установлен факт целенаправленной работы по изъятию из государственных архивов подлинных документов и вбросу туда фальшивок». «Открытые во время перестройки архивы объективно и достоверно подтвердили, что подлинные документы содержали информацию о еще более страшных преступлениях сталинизма, чем Хрущев мог позволить себе тогда разоблачить. Никита Хрущев, 1964 год.
Кстати, комиссию по оценке репрессий в 1956 году возглавил Петр Поспелов, автор многочисленных книг о вожде, считавшийся несгибаемым сталинистом. И все же, представляя информацию о беспределе ГУЛАГа – только за два года, 1937-1938, было арестовано 1 548 366 человек и из них расстреляно 681 692 – докладчик еле сдерживал слезы. У него была репутация скучного исполнителя, и такая реакция на драконовский характер правления его бывшего кумира произвела на присутствующих еще более трагическое впечатление.
Вообще ХIХ съезд сегодняшних коммунистов, которые за последние годы растеряли какое-либо влияние, – очередное переизбрание руководителем глубокого пенсионера Геннадия Зюганова и жалобы на дорожающую картошку – подтвердил партийную антибудущность. Она нацелена на консервативный стареющий электорат, который при Сталине не жил, но какими-то генами помнит, что «было надо – и цены снижали».
Нового Хрущева предсказывает? Если придет к следующему, ХХ съезду КПРФ, было бы символично. Но скорее всего это просто одергивание от «Единой России», как и визит Кириенко. Если Хрущева отменять, так это главные будут. Если бы я была КПРФ и хотела проявить лояльность, то я бы тоже Сталина поднимала. Ведь уже в конце нулевых — прекрасное время было: Дмитрий Медведев — президент; «свобода лучше, чем несвобода» — засияла золотыми буквами восстановленная строка из гимна «Нас вырастил Сталин на верность народу» в вестибюле метро «Курская»-кольцевая.
Стaлинизм — пока точечно и с оговорками — начали оправдывать «внешними и внутренними факторами», как в пособии Александра Филиппова «Новейшая история России. 1945-2006», изданном в 2007 году по заказу Кремля. Сильная рука Сталина была обусловлена «известной по предшествующим этапам российской истории необходимостью выживания и развития в ситуации «осажденной крепости». В этих условиях формирование жесткой милитаризованной политической системы выступало инструментом решения чрезвычайных задач в чрезвычайных обстоятельствах». Кроме того, «итогом сталинских чисток стало формирование нового управленческого класса, адекватного задачам модернизации в условиях дефицита ресурсов — безусловно, лояльного верховной власти и безупречного с точки зрения исполнительской дисциплины».
Ну чем не 2025 год? Смерть Романа Старовойта, министра транспорта и бывшего губернатора Курской области (кстати, родины Хрущева), как раз и подтвердила «чрезвычайные обстоятельства» сталинского типа. Уволенный — пусть и «без утраты доверия» — видимо, за недостаточные укрепления на границе с областью, что позволило войти туда украинским войскам прошлым летом, самоубийством Старовойт показал, что хорошо понимал систему. Из сталинского ГУЛАГа и путинской вертикали нельзя уволиться. Суд в них вершится не по презумпции невиновности, а зависит от единоличных решений Верховного. В 1937 году такая судьба постигла старых большевиков — братьев Орджоникидзе: Папулия, начальник политотдела Закавказской дороги, был расстрелян со всей семьей, а Серго, нарком тяжелой промышленности, от безнадежности застрелился (официально он умер от инфаркта). В 1941-м застрелился и Михаил Каганович, бывший нарком авиационной промышленности.
Правда, в 1984-м, уже на закате обветшавшей советской системы, застрелился обвиненный в коррупции руководитель МВД Николай Щелоков. Но это было больше результатом разборки с КГБ, который возглавлял Юрий Андропов до того, как стал генеральным секретарем ЦК КПСС в 1982 году.