Сто лет… и снова одиночество. Век Венесуэлы. 1900-1935 годы: герой Маркеса, вмешательство оппозиции и “демократический цезаризм”. Часть 1 из 3.

Венесуэла оказалась в центре внимания всего мира — но вся история этой страны за последние сто лет — это сюжет для политического триллера, приключенческой саги, романа нравов, и да — набора иллюстраций к учебнику экономической теории. На протяжении столетия страна пережила несколько циклов: от диктатуры, основанной на сырьевой ренте, через попытки модернизации и демократизации, к новой форме популистского авторитаризма. Каждый из этих циклов оставил глубокий след в национальном сознании и определил современные реалии страны, которая на протяжении столетия из нищей аграрной страны превратилась в самую богатую в Латинской Америке — а потом снова стала одной из беднейших.

Прототип романов Маркеса Считается, что именно генерал Хуан Висенте Гомес, правивший Венесуэлой с 1908 года до самой смерти в 1935 году, стал прототипом диктатора из романа Габриэля Гарсиа Маркеса «Осень патриарха». Родом Хуан Гомес был из клана крупных землевладельцев, однако в молодости будущему хозяину Венесуэлы пришлось пасти стада у подножия Андских гор. На рубеже ХХ века Гомес сделал карьеру как кровавый командир «эскадронов смерти», истреблявших противников президента Чиприано Кастро. А в 1908 году, воспользовавшись отъездом своего покровителя Кастро на лечение в Европу, генерал Гомес захватил власть в стране.

При этом Гомес аккуратно проводил выборы — и дважды покидал президентский дворец, сохраняя за собой пост Верховного главнокомандующего, а послушный ему конгресс голосовал за ставленников Гомеса.

В 1922 году он рассудил, что выборы приходится проводить слишком часто, и увеличил срок своих президентских полномочий с четырех до семи лет. Гомес вообще оказался большим законником, и постоянно твердил, что действует исключительно в рамках Конституции. Это было правдой, поскольку в его правление «основной закон» Венесуэлы переписывали семь раз (в 1909, 1914, 1922, 1925, 1928, 1929 и 1931 годах), добавляя президенту все новые и новые полномочия и привилегии.

Рассуждая в том же духе, президент Гомес покончил и с венесуэльским федерализмом — на его «плантации» не должно было оставаться никаких самодеятельных хозяев. Эту вольницу Гомес прекратил. Если раньше налоги собирались губернаторами, отдававшими долю федеральному правительству, то теперь налогоплательщики должны были вносить деньги сразу в федеральную казну, а правительство оплачивало местный бюрократический аппарат.

Однако в 1935 году президент Гомес перестал руководить Венесуэлой, а его преемник, военный министр генерал Лопес Контрерас, изгнал из высоких кабинетов родственников покойного диктатора. А затем призвал оппозиционеров вернуться в Венесуэлу для участия в управлении страной.

(Продолжение следует…)

В средневековом центре «Э» снимают маски с палачей. Теперь раскрыты имена тех, кто жгли ведьм по доносам.

В Петербурге силовые структуры задержали активистов, пытавшихся предотвратить снос здания ВНИИБ. Демонтаж был одобрен ранее СК, но комитет по охране памятников выступил против. На строительной площадке находятся неизвестные “чоповцы”.