В прошлом году, пожалуй, был самым худшим для отечественной издательской отрасли. Книжные магазины были ограблены, независимые издательства закрыты, издатели убрали из продажи любимые романы и все больше книг выходило в цензурированной форме. Хотя книжный бизнес давно считается одним из самых рискованных в стране, степень давления на отрасль была все же поразительной – и она только нарастает. По запросу Meduza литературный критик Алекс Месропов оценил, как Кремль переформатировал российскую книжную индустрию в 2025 году.
В декабре российская полиция совершила облаву в книжных магазинах по крайней мере в трех городах. На этот раз целью стал роман Урсулы Ле Гуин “Левая рука тьмы”, изданный компанией “Азбука”. После облавы книга была убрана из продажи.
Впервые опубликованный в 1969 году, “Левая рука тьмы” был встречен международным признанием и даже был переведен на русский язык еще в советские времена. Он исследует темы андрогинии, допрашивая гендерные и сексуальные стереотипы – что, по всей видимости, и вызвало возражения российских сил безопасности.
Но это было далеко не первое подобное инцидент в 2025 году. Российские власти начали облавы в книжных магазинах еще весной, когда правоохранительные органы обыскали дома владельцев магазинов в Москве, Санкт-Петербурге и Новосибирске. Если в 2024 году официальные лица в основном сосредотачивались на том, несут ли книги обязательные ярлыки “иностранный агент”, то в 2025 году они все чаще ориентировались на предполагаемую “ЛГБТ-литературу” или предполагаемые связи с “нежелательными организациями”. Для книжных магазинов эти облавы пока привели только к административным делам, но издатели уже столкнулись с уголовными обвинениями.
В мае сотрудников издательств Popcorn Books и Индивидуум обвинили в “организации деятельности экстремистской организации” – а именно вымышленного “международного ЛГБТ-общественного движения”. Как отмечено в анализе под названием “дело издателей” на Re:Russia, это стало неожиданным сдвигом в практике репрессий Москвы: ранее уголовные дела, связанные с “ЛГБТ-пропагандой”, не были стандартной практикой. В этом смысле 2025 год стал переломным. В сентябре участников “дела издателей” внесли в официальный реестр “террористов и экстремистов” правительства.
(Продолжение следует…)