Президент России Владимир Путин, премьер-министр Армении Никол Пашинян и президент Азербайджана Ильхам Алиев на неформальном саммите СНГ. Москва, октябрь 2024 года.
Отношения между Россией и Азербайджаном в этом году ухудшились. Напряжение впервые возникло в декабре, когда пассажирский самолет авиакомпании Азербайджана разбился на западе Казахстана — трагедию в основном списали на ракету противовоздушной обороны России. Через семь месяцев две страны теперь находятся в полномасштабном дипломатическом кризисе после смерти двух азербайджанцев в российской тюрьме.
“Для нас очень важно, чтобы россиян относились с уважением в Азербайджане”, – заявил пресс-секретарь Кремля Дмитрий Песков в понедельник. Но Баку не отступает и готовится подать иск против Москвы в международный суд. В то же время Армения впервые строит отношения как с Азербайджаном, так и с Турцией независимо от России, в то время как соседняя Грузия движется в противоположном направлении, углубляя экономические связи с Москвой. Британский журналист и ведущий эксперт по Кавказу Томас Де Ваал объясняет, как меняется роль России в регионе и чего надеются достичь каждая страна в связи с появлением нового порядка.
Следующее интервью было отредактировано и сокращено для удлинения и четкости.
Томас Де Ваал
– На фоне текущего кризиса между Москвой и Баку журналисты и аналитики начали писать о том, что Россия теряет влияние не только в Азербайджане, но и во всем Южном Кавказе. Действительно ли влияние России в регионе ослабло? И если да, когда и как постепенно это началось?
– Россия потеряла влияние на Южном Кавказе. Очевидно, это был постепенный процесс. Мы говорим о 35 годах с момента обретения этими странами независимости. И очевидно, ментальное представление, которое стала иметь Россия об этих странах – что они до сих пор являются ее ближним зарубежьем, ее сферой влияния – не соответствует реальности. В этих странах выросло целое поколение, независимое от России. Употребление русского языка снижается. У этих стран есть свои связи по всему миру.
Сильнейшим союзником Азербайджана является Турция. Грузия, по крайней мере до последнего времени, обладала очень крепкими связями с Европой. Ближайший союзник Армении – Франция. Так что Россия – один из игроков среди многих. У нее все еще есть множество рычагов на Южном Кавказе. Но они теперь в основном экономические рычаги, и они негативные. Россия может влиять на Армению, прекратив поставки газа, но этим она не завоюет любовь и поддержку армянского народа.
Корни текущего кризисаВзаимные аресты. Двое азербайджанцев погибли в российской тюрьме, вызвав взаимные аресты и нарастающие напряжения между Москвой и Баку
Я думаю, что решающий момент был вторжение в Украину в феврале 2022 года, которое отвлекло много ресурсов [России]. Это потеряло уважение России на Южном Кавказе. И партнерства стали более равными между странами Южного Кавказа и Россией. Они поняли, что России нужны новые экономические партнеры, потому что ее маршруты на Запад были закрыты.
И еще один важный фактор заключается в том, что Россия потеряла большой рычаг в конфликте вокруг Карабаха. Раньше Россия могла играть Армению против Азербайджана. Но теперь Карабах был потерян, что стало большой трагедией для народа Карабаха. Но одним из результатов является то, что Россия больше не может использовать этот рычаг. И это дает как Армении, так и Азербайджану – в частности – больший шанс обладать собственной стратегической автономией.
– Почему не видно серьезных попыток договориться в текущем кризисе между Россией и Азербайджаном?
– Я думаю, что обе страны нуждаются друг в друге. У Азербайджана большая диаспора в России – возможно, до двух миллионов человек. Россия – невероятно важный сосед. России необходимы Азербайджан для экономических связей и как транспортный маршрут на юг. Они укрепляли железнодорожные и дорожные инфраструктуры из России в Азербайджан. Им обоим нужно сотрудничать на Северном Кавказе. Дагестан является очень уязвимым местом для России и граничит с Азербайджаном. Они не хотят, чтобы Дагестан стал нестабильным.
Но, очевидно, существуют также проблемы национальной гордости и политической легитимности. И ни один из лидеров не хочет, чтобы его воспринимали как допускающего уступки другому. Азербайджан хочет быть рассмотрен более как равноправный партнер, а не как вассал России.
И все-таки, я думаю, что мы можем сказать, что здесь присутствует элемент театра. Оба лидера друг друга прекрасно знают. Они знают друг друга уже 20 лет. Просто прошлым летом Путин совершил официальный визит в Азербайджан. Он провел много времени лично с президентом Ильхамом Алиевым и его женой. В какой-то момент я ожидаю, что один из них поднимет телефон, они поговорят, и они разрешат этот кризис. Тем не менее, текущий кризис свидетельствует о силе, которую ощущает Азербайджан. И это попытка перебалансировать отношения между этими двумя странами.