Нина Слободчикова была задержана в марте 2023 года в Москве. В апреле 2023 года она перевела украинскому блогеру на карту Сбербанка пять тысяч рублей. Слободчикова рассказала «Медиазоне» в первом своем письме из СИЗО, что, согласно обвинению, на эти деньги «была приобретена амуниция и обмундирование для ВСУ», что «нанесло ущерб безопасности Российской Федерации». Нина Слободчикова провела год в Лефортово, в апреле 2024 года Мосгорсуд приговорил ее к 12 годам колонии за «госизмену». Женщина получила такой большой срок, несмотря на то что признала вину.
До ареста Слободчикова работала консультантом в IT-сфере. Последние годы была руководителем направления автоматизации налогового учета в крупном российском производственном холдинге — работала напрямую с Федеральной налоговой службой. За Ниной явно следили, потому что с обыском к ней пришли утром 3 марта, вечером она должна была лететь к сестре в Новосибирск, а через некоторое время вернуться в Москву и потом уехать в рабочую командировку в Бельгию. Дело было заведено через 10 месяцев после банковского перевода; обвинение посчитало, что программист собирается скрыться в Европе.
Нина Слободчикова. Фото: соцсети. «Молчанием свободу не купишь» Полтора года о «деле Нины Слободчиковой» не поступало никакой информации. Женщина находилась в Лефортово практически в полной изоляции. Судебный процесс был закрытым. После приговора ее перевели в женское СИЗО-6 в Печатниках. И там она оказалась в одной камере с журналисткой Антониной Фаворской, осужденной на пять лет за «экстремизм».
О Слободчиковой и ее деле я впервые узнала из письма Фаворской, опубликованного в телеграм-канале ее друзей. В письме «Медиазоне» Слободчикова объяснила, почему она перевела деньги: ее мама родилась в Херсонской области, там Нина пошла в первый класс, потом они переехали в Новосибирск, но Украину она не забывала. Слободчикова рассказала, что, находясь в Лефортово в полной власти следователя, без связи с волей, она признала вину: «Сначала я не хотела предавать огласке свое дело, но 12 лет все изменили.
Мне и сейчас страшно. Думаю, что за публикациями последуют новые уголовные дела, начнется давление через бытовые вещи и общение с родными, резкий этап в самую далекую колонию… Что у них там еще в арсенале? Боюсь безграничной власти ФСБ и того, что они могут что-то сделать с родными. Но, в отличие от меня 18 месяцев назад, я сейчас знаю, что молчанием свободу не купишь.
«Почему я решила стать правозащитницей» «Зоя, здравствуйте! Ваше письмо я получила в апреле, но смогла собраться для ответа только сейчас.
За это время моя жизнь сделала новый виток. Я проехала полстраны: побывала в колонии и вернулась назад. Верховный суд оставил приговор без изменений. И буквально на днях я вновь отправляюсь в путешествие по России в Сибирь на девять с половиной лет. Я благодарна вам за вопросы. Можно, я отвечу вам на самый интересный? Мне очень хочется рассказать, почему я решила стать правозащитницей.
В апреле 2023 года ко мне в камеру Лефортово пришел конвоир и…
Continued in next message…