“Я устал жить в аду.” Обратившись к Путину за помощью из-за загрязнения и небезопасного жилья, русские оказываются под следствием.

По всей стране россияне, раздосадованные выбросами на предприятиях, ветхим жильем и загрязнением, обращаются к президенту за помощью. После того как их жалобы в прокуратуру, местные органы власти и полицию остаются без ответа, они записывают обращения к Владимиру Путину на видео, надеясь, что кто-то из высших должностных лиц, наконец, услышит. Однако вместо того, чтобы привлекать нарушителей и должностных лиц к ответственности, российские власти преследуют тех, кто выступает публично — вызывая их на допросы, штрафуя и возбуждая уголовные дела. Независимый проект Окно рассмотрел, что происходит, когда обычные россияне выходят с обращениями в публичные медиа. Meduza представляет сокращенную англоязычную версию их исследования.

В связи с этим ряд россиян столкнулись с угрозами со стороны властей после обращений к президенту на видео. В частности, 23 мая Анастасия Шолохова из Братска, города в Иркутской области России, была оштрафована на 35 000 рублей (более 400 долларов) за “дискредитацию” российской армии. Штраф был наложен после записи видео с участием примерно 20 других жителей разваливающегося многоквартирного дома, в котором они показывали подробности “дома ужасов” и непосредственно обращались к президенту Владимиру Путину и другим должностным лицам за помощью.

Видео, опубликованное 3 марта, имеет продолжительность в 17 минут. Но лишь несколько секунд привлекли внимание местных правоохранительных органов. Как было замечено за кадром, Шолохова отмечает: “Ну, вот то, чем нас завидует НАТО. Поэтому идут за нами НАТО. Вы где-то маршируете по чужим землям, защищая кого-то — а кто нас защитит? Вы сидите там в ваших одеждах… Я пойду сниму, чем НАТО, якобы, завидует.”

Решение суда ошеломило Шолохову. “После того приговора у меня нервный срыв,” — сказала она. “Сегодня я чувствую себя немного лучше. Но я осознала одну вещь: те, кто находится у власти, не защищают народ — они крысы, которые действуют против народа. Вместо того чтобы переселить нас из этих опасных зданий, они тащат нас в суд и зарывают в штрафы. Я на своем опыте ощутила, сколько людей они выводят из себя подобным образом.”

Согласно жителям, Шолохова не единственный человек под давлением — полиция вызывала других на допрос, хотя пока не предъявила обвинения.

Птицы и дельфины стали первыми жертвами в черноморском нефтяном разливе, который загрязнил 35 миль побережья и угрожает экосистеме региона на многие годы вперед.

В городе Фролово, в Волгоградской области России, жители также записали видеообращение к Владимиру Путину и начальнику Следственного комитета России Александру Бастрыкину. На фоне густого черного дыма, исходящего от сталеплавильного завода, 76-летний Янош Малиновский описывает, как жители вынуждены жить среди токсичного загрязнения воздуха — не могут открывать окна даже ночью, а скамейки в районе покрыты толстым слоем сажи.

“Этот завод перерабатывает лом и отработанные шины. Конечно, сначала мы писали жалобы и заявления — писали в регуляторы, в прокуратуру, в Роспотребнадзор, в министерство внутренних дел. Всем нам приходили стандартные ответы,” — говорит Малиновский на видео. По его словам, при экологическом тестировании в воздухе было обнаружено не менее 32 вредных веществ, включая диоксиды тяжелых металлов и металлическую пыль доменных печей.

“Мы даже не можем открывать окна ночью,” — продолжает Малиновский. “Этот завод выбрасывает дым круглосуточно. Когда Владимир Путин приехал в Волгоград 28–29 апреля, завод внезапно остановился. Как только он уехал, они включили его полную мощность для компенсации упущенного времени. Мы находимся в 150 километрах от Волгограда, поэтому представьте — если выбросы были видны там, что происходит здесь?”

Несмотря на свой возраст и проблемы с ногами, Малиновский лично доставил несколько письменных жалоб в мэрию Фролово. В ответ мэр Фролово Василий Данков подал на него жалобу, обвинив в организации “несанкционированной акции”. Суть этой акции: снятие видеообращения к Путину. Позднее в Telegram мэр признал наличие экологических проблем на заводе, но защитил его как “формирующее город предприятие”.

После жалобы мэра полиция связалась с Малиновским и “настоятельно рекомендовала” ему не разглашать публично подробности или нотификации, которые он получил от Данкова и председателя городского совета Фролово.
“Я отправил скриншоты полиции и Следственному комитету. Но пока идет расследование, мне запрещено комментировать,” — сказал Малиновский. “Сообщения отвратительные — оскорбления и неприличные выражения.”

После публикации видео Малиновский стал получать угрозы через социальные сети. “Некоторые clearly явно от завода, другие — от людей, связанных с местными должностными лицами,” — сказал он. “Когда Данков пришел на должность 20 лет назад, в городе было 45 000 жителей. Сейчас 33 000. Раковые заболевания взлетели. Но скажи хоть слово об незаконном мусоросжигании или выбросах, и они пойдут после тебя. Я просто попросил провести расследование — чтобы кто-то нашел способ уменьшить вред от выбросов. Мне надоело жить в аду.”

Попрошены прокомментировать дело Малиновского, как полиция Фролово, так и Следственный комитет по Волгоградской области отказались. Жители Фролово, опрошенные по этому вопросу, высказываются осторожно.

“Он говорит правду. Сейчас под окнами мой загорается мусорный пожар,” — сказала Анастасия, другой местный жительница. “Я боюсь, что он перекинется на дома — горит. Мы звоним в мэрию, а они отвечают: ‘Это не наш свалка’.”

“Если жалуешься, они пошлют за тобой, как и с Яношем,” — добавила она. “Сейчас опасно говорить что-либо. Тебя сразу же ставят врагом народа.”

Полное игнорирование черноморского нефтяного разлива: “Когда кто-то хочет отдохнуть, его это не волнует”. Занятый Крым может быть зоной военных действий, но местные готовятся к наводнению российских отдыхающих.

Апелляция к Владимиру Путину принесла 27 апреля российскому блогеру Юрию Озаровскому задержание после того, как он снял видео с нефтеокрашенными камнями на берегу в городе Алушты, находящемся в оккупированном Крыму.
Введите закончившийся в декабре 2024 года нефтяной разлив в Керченском проливе Озаровский был источником информации о экологических последствиях, особенно для добровольцев, координирующих работы по уборке. Он даже обратился к президенту Владимиру Путину, призывая правительство направить оборудование на затронутые пляжи в Краснодарском крае.
Через день после своего видео из Алушты, местная полиция задержала Озаровского и удержала его под стражей на ночь. “Теперь они убрали камни — это то, что я просил, вот в этом вся суть видео,” — сказал Озаровский в последующем посте. “Но теперь они просят меня отказаться от сказанного. Я видел те камни — они были покрыты нефтяной топливной мазью. Если она была бы смолой, как они утверждают, она бы уже высохла.”
После того, как полиция в Алуште обвинила его в “злоупотреблении свободой массовой информации”, Озаровский удалил исходное видео и загрузил новое, утверждая, что он видел смолу, а не нефть.

21 апреля в Ростовской области России местная жительница Людмила Багирова записала другое видеообращение к президенту Путину. В нем 14 женщин стояли перед зданием администрации Семикаракорского с вывесками “Уберите нефтяные отходы” и “Вы — наша единственная надежда”. Они просили Путина провести расследование происходящего на свалке возле города, куда грузовики вываливали нефтезагрязненный песок, доставленный после разлива в Керченском проливе.
В другом видео, снятом на свалке, Багирова показывает траншею и ручей с черноземом, который изливается в него. Экскаватор вываливает грязь сверху. Она просит Путина начать независимое экологическое расследование.
По словам Багировой, предыдущие жалобы в региональные органы и федеральные агентства — включая сообщения о подозрительных химических отходах, поступающих из Краснодарского края и оккупированных частей Украины — остались без ответа. Видео стало широко распространено, включая среди членов городского совета Ростова-на-Дону Натальи Оскиной.
Через два дня полиция сообщила Багировой, что ее ждет административное нарушение за несанкционированный протест. Дело было закрыто в начале мая после вмешательства Оскиной.
“Если бы не ее поддержка, нас бы припорхнули как всех остальных,” — сказала Лена, одна из женщин на видео. Сама Оскана приписывала прессе больше заслуг по этому вопросу, нежели своему собственному участию. “Я считаю, что обратило наше дело внимание общественности,” — сказала она. “Они закрыли дело после того, как пресса занялась этим.”

Багирова позже рассказала местным медиа, что она получила волну поддержки во время расследования, хотя многие сомневались, что ей удастся избежать наказания. “Люди приходили на работу, спрашивали, как у меня дела, звонили, интересовались — я чу

“Фигура вроде Джеймса Бонда”. Через три года после смерти Жириновского его преемник Леонид Слуцкий пытается переименовать ультранационалистическую ЛДПР в “партию дипломатии” в России.

У меня есть право говорить по-русски. Украинская писательница Женя Бережна о возвращении ‘языка оккупантов’.