За последние три года в России было привлечено к уголовной ответственности почти 160 подростков по делам о диверсиях и терактах на объектах транспорта, заявил глава Следственного комитета Александр Бастрыкин в интервью ТАСС.
Как утверждает Бастрыкин, портрет «несовершеннолетнего диверсанта» неоднозначен. Есть «подростки из неполных семей, без системного увлечения спортом и с ограниченным кругом общения, погруженные в интернет-среду и состоящие на учете в подразделениях по делам несовершеннолетних».
По мнению Бастрыкина, они склонны к антисоциальному образу жизни и поведению. Однако, как добавил он, практика показывает, что террористический акт может совершить и молодой человек, воспитанный в благоприятных бытовых условиях, обеспеченный материально и окруженный родительским вниманием и заботой.
Есть случаи, когда подростки действовали, считая, что сотрудничают с правоохранительными органами и исполняют их поручения. С ноября российские власти снизили возраст уголовной ответственности по статьям, связанным с диверсией, до 14 лет.
Силовики часто обвиняют подростков в поджогах релейных шкафов, сотовых вышек и других объектов, якобы с целью «подрыва обороноспособности страны» — как раз после начала военных действий в Украине.
Самым молодым фигурантам перечня «террористов и экстремистов», который ведет Росфинмониторинг, — 14 лет. Часто силовики утверждают, что фигуранты дел о диверсиях якобы были завербованы «украинскими кураторами».
Нередко на преступления подростков толкают телефонные мошенники.