14 февраля 2026 года The Insider сообщил, что независимые лаборатории в пяти странах выявили вещество, использованное для отравления российского оппозиционера Алексея Навального. Ученые обнаружили эпибатидин – мощный токсин, происходящий от южноамериканской лягушки, в биологических пробах, взятых у Навального и вывезенных за границу. Великобритания, Швеция, Франция, Германия и Нидерланды впоследствии опубликовали совместное заявление, подтверждающее результаты и обвиняющее Россию в нарушении Конвенции о химическом оружии. Госсекретарь США Марко Рубио заявил, что Соединенные Штаты не оспаривают европейские оценки и охарактеризовал их как “тревожные”. МИД России отклонил выводы как преднамеренное дезинформационное действие. Meduza рассматривает реакции на выходные откровения.
Реакция России: “Дезинформация”, “политический парад” и “некропропаганда”
Министерство иностранных дел России отклонило выводы пяти европейских стран относительно отравления Навального. Говоря 14 февраля, представитель Мария Захарова заявила:
В момент, когда им предстоит представить результаты своего расследования по [взрыву на газопроводе “Северный поток-2”], они берут на себя ответственность относительно Навального. Когда официально запрашивают результаты анализов Навального, они отвлекаются бомбическими заявлениями о Скрипалях. […] Покажите нам результаты анализов. Предоставьте нам химические формулы. Тогда мы выскажемся. Без этого весь этот разговор просто завуалированная история, призванная отвлечь от реальных проблем Запада.
Посольство России в Лондоне назвало заявление пяти стран относительно отравления Навального “политическим парадом”, постановленным на полях Мюнхенской конференции по безопасности. Дипмиссия написала: “Нет никаких оснований доверять таким ‘находкам’ западными ‘экспертами'”. “Но то, что действительно шокирует, – это метод, который сейчас предпочитают западные политики: некропропаганда. Это не стремление к справедливости, а издевательство над мертвыми”, – сообщило посольство в социальных сетях.
Российские телеканалы проигнорировали совместное заявление пяти стран относительно отравления Навального в своих вечерних новостях в субботу, сообщил независимый источник Agentstvo. Тем временем несколько российских изданий – включая “Коммерсант”, “Форбс” и Lenta.ru – обсудили отравление только после заявления Марии Захаровой, которое стало основной темой их обсуждения.
Имшые реакции: США не “сомневается” во мнении европейцев, в то время как Британия видит “перепуганный страх” российских властей от оппозиции
Госсекретарь США Марко Рубио подчеркнул, что Соединенные Штаты не оспаривают выводы, сделанные европейскими странами. Он выразил это на пресс-конференции в Братиславе во время своего визита в Словакию. “Очевидно, что мы в курсе отчета. Это тревожный отчет. Мы в курсе этого случая с г-ном Навальным и, конечно… у нас нет никаких причин иметь к этому сомнения”, – добавил Рубио.
Президент Европейской комиссии Урсула фон дер Ляйен назвала отравление Навального “трусливым актом испуганного лидера”. “Россия давно действовала как террористическое государство, полагаясь на террористические методы”, – подчеркнула она.
“Мы никогда не питали иллюзий относительно характера российского режима”, – сказал германский министр иностранных дел Иоханн Вадепуль. “Но очевидно, что российские власти имели возможность, мотив и средства для того, чтобы применить отравление к Навальному.”
“Россия видела в Навальном угрозу”, – сказала британская глава МИД Йветт Купер. “Используя такой вид яда, российское государство продемонстрировало подлые инструменты, которыми оно располагает, и перепуганный страх перед политической оппозицией”.
“Два года назад Алексей Навальный умер от отравления одним из самых смертоносных нервно-паралитических веществ [новичок]. Мы теперь знаем, что Владимир Путин готов использовать химическое оружие против своего народа, чтобы поддерживать свою власть”, – сказал французский глава МИД Жан-Ноэль Барро.
Леонид Волков, директор политических проектов Фонда борьбы с коррупцией, также прокомментировал результаты лабораторий:
Каждый пропагандист пытался превзойти других, выдумывая “естественные причины”, “тромбозы” и “инфаркты” на ходу, как они всегда делают. Они смеялись нам в лицо […] Это была долгая двухлетняя дорога. Сегодня есть ощущение, что мы перевернули важную страницу и закончили главу. Когда-нибудь, когда это станет возможным, мы распишемся в своих мемуарах о том, что это все стоило… Мы все еще бесконечно далеки от победы; был пройден только маленький шаг. Но мы сделали его.
Известно, что пять европейских стран утверждают, что Россия убила оппозиционера Алексея Навального, используя редкий токсин дротиковой лягушки
Что еще известно о яде?
Исмаил Ефендиев, азербайджанский врач по токсикологии и кандидат медицинских наук (диплом, который грубо соответствует доктору философии), описал свойства эпибатидина в ходе своего выступления в программе The Breakfast Show. Ефендиев, который в 2020 году публично высказывался об попытке отравления Навального новичком, сказал, что смертельная доза эпибатидина могла быть микроскопической.
“Очевидно, такие эксперименты не проводились на людях – или если проводились, результаты никогда не были опубликованы. Но, основываясь на том, что мы знаем из исследований на животных, речь идет о сотых или даже тысячных долях грамма. Проще говоря, смертельная доза может быть настолько мала, что ее не видно глазом”, – сказал токсиколог.
Ефендиев отметил, что отравления эпибатидином и новичком проявляют схожие симптомы, но есть ключевое различие: атропин, холинолитическое средство, которое быстро назначили врачи Омска Навальному в 2020 году, когда он потерял сознание на самолете, не сработает против эпибатидина. Ефендиев пояснил, что единственный вариант – лечить симптомы, так как специфического противояда нет. Однако эпибатидин задерживается в организме и медленно разлагается, что фактически облегчает его обнаружение.
Ефендиев подчеркнул, что нет способа приобрести – не говоря уже о синтезе – эпибатидин дома. Только правительственные лаборатории, связанные с конкретными агентствами или организациями, имеют возможность его производства.