“Видели легенду!” — обычно так говорят очевидцы о Герде, самой известной уличной собаке Еревана. Она очень большая, очень красивая и очень добрая. У нее, как у армянской достопримечательности, даже есть метка на “Яндекс Картах”. Люди, которым посчастливилось встретиться с Гердой, ставят ей пять звезд и пишут в “Отзывах”: “Лапочка! Гордость нашего города!”, “Очень милая собака. Дожидается зеленого света светофора, чтобы перейти улицу. Очень цивилизованная”, “10/10”, “Это просто бульдозер в мире собак”… Герда. Фото: из архива Овсанны Овсепян.
В первых числах января на “Яндекс Картах” появилось сообщение, что Герда “теперь домашняя булочка: больше не достопримечательность, а любимый член семьи”. Иными словами, у Герды появились хозяева и дом. Встретиться с ней на проспекте Маштоца, где она обычно расслабленно лежала, стало намного сложнее. Это, как ни крути, хорошая новость. Но есть и плохая: в декабре четвероногой армянской легенде врачи поставили неутешительный диагноз — остеосаркома. Это агрессивная злокачественная опухоль кости, самая распространенная среди костных опухолей у собак, особенно у представителей крупных пород в пожилом возрасте. Она часто поражает конечности: вызывает сильную боль, хромоту, отеки и разрушает кость, быстро метастазирует (часто в легкие) и требует комплексного лечения, которое включает хирургию и химиотерапию. Прогноз лечения, в зависимости от локализации и стадии, часто неблагоприятный, но известны случаи, когда при грамотной терапии собакам с таким диагнозом удавалось продлить жизнь лет на пять. О том, что Герда заболела, сообщили в соцсетях зоозащитницы Овсанна Овсепян, основавшая и возглавляющая в Ереване неправительственную организацию (НПО) Dingo Team, и Армине Амбарцумян, которая дистанционно помогает бездомным животным Армении, так как с недавних пор живет и работает в Монреале. Смотреть прикрепленный к новости видеоролик, на котором огромная, всегда тихая и задумчивая Герда звонко взвизгивает от боли, когда ей пытаются помочь встать на лапы волонтеры-мужчины, мучительно. Кстати сказать, Герду забрали с улицы и перевезли в свой ереванский дом родные Армине Амбарцумян — мама (ее зовут Гаяне), папа (Грачик) и сестра Лусине. Помимо Герды с ними сейчас живут семь собак и семь кошек. „ Дом Амбарцумянов Герда хорошо знает: когда она была здорова и передвигалась без усилий, сама к ним приходила на ночевку практически ежедневно в течение последних семи лет. А началось все с дружбы этой замечательной собаки и Армине.
– Это было в 2018 году, — рассказывает Армине Амбарцумян. — У меня умерла моя первая собака, я переживала ужасную депрессию: покупала мясо, ходила по ереванским улицам и угощала каждую бездомную собаку, как будто искала в их глазах мою Бину. Однажды на улице Туманяна я увидела Герду, у которой тогда еще не было этого имени. Рядом с ней находился совершенно ужасный мужчина: он держал ее за уши и тряс, а большая красивая Герда издавала душераздирающие звуки. Я тут же бросилась защищать собаку, пришлось даже драться с этим мужчиной, настоящий кошмар! Мне удалось вырвать Герду из его рук, после чего я купила ей хоровац и сказала: «Это тебе от Бины». Ну а потом она сама пошла за мной до моего дома. Мы подружились. И Герда стала приходить ночевать к нам во двор каждый день. Герда и Армине Амбарцумян. Фото: из архива Армине Амбарцумян.
– Это вы назвали ее Гердой? В честь героини сказки Андерсена? — Имя дала я, но Андерсен здесь ни при чем. Я учила испанский язык, и мне нравилось, как звучит испанское слово guerra, которое в переводе значит «война». Герда — очень крупная, сильная и волевая. Мне хотелось придумать ей красивое имя, которое бы отражало эти ее достоинства. Но я не хотела называть ее «войной». И тогда я решила слегка изменить понравившееся мне испанское слово: так появилось имя Герда. Я отвела Герду в парк у проспекта Маштоца, рядом с больницей Маргаряна, и взяла ее под свою опеку. Я тогда работала в компании VivaCell и, когда возвращалась из офиса домой, кормила бездомных собак — у Оперы, на Северном проспекте, на улицах Пушкина и Сарьяна. Параллельно я искала этим собакам семьи, нередко в других городах. На сегодняшний день я нашла хозяев в Канаде для 253 собак — теперь они живут в замечательных семьях в Монреале, Торонто, Ванкувере, Калгари и даже на острове Ньюфаундленд! И более 50 собак я отправила в другие страны — Германию, Францию, Голландию, Великобританию, США. Два с половиной года назад я прилетела в Канаду навестить «своих» собак. Мне так понравилось в этой стране, что я решила задержаться. — На кого вы оставили Герду? — На свою семью. Они ее кормили, давали лекарство Previcox, которое я продолжала и продолжаю покупать для Герды после одного несчастного случая. Это произошло четыре года назад: Герда неудачно прыгнула и порвала крестообразные связки коленного сустава на обеих задних лапах. Я долго ее лечила. Следила за питанием. Знаете, мне кажется, что, если бы я осталась в Ереване, Герда была бы сейчас в гораздо лучшей форме. Я вам покажу фотографию, и вы увидите, какая она была стройная. Толстеть ей было категорически нельзя! Но, к сожалению, мои родные не успевали следить за ней так, как следила я. Я запрещала людям угощать ее пончиками, пирожками, матнакашем, пиццей — чем только ее не кормили! Ну а потом… Я считаю, что это из-за этих угощений Герда (а она не умеет отказываться от еды) набрала лишний вес. Люди, желая Герде добра, причинили ей зло. Герда, когда она была в хорошей форме, и Арми…
– А для Герды вы тоже искали семью? — Да. Ничего не получилось из-за материальных проблем. Герда — собака очень крупная, таких не пускают в салон самолета вместе с пассажирами. Нужно было организовать для нее перелет как грузовую (карго) доставку, то есть делать на заказ вентилируемый контейнер, соответствующий стандартам Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA): у собаки в этом контейнере должна быть возможность сидеть, лежать, стоять и разворачиваться. Со всеми документами и билетами стоимость такой доставки из Армении в Канаду обошлась бы для Герды в 4000‒5000 долларов. У меня не было таких денег. — Можно узнать, кем и где вы работаете? — По профессии я экономист и работаю удаленно project-менеджером в телекоммуникационной компании. Сейчас в Монреале у меня есть вторая работа: в салоне красоты я мастер по макияжу и перманентному татуажу. Мы с сестрой Лусине с детства любим рисовать, но профессиональной художницей стала только Лусине.
– Как вы считаете, есть ли сегодня в Ереване собаки с такой же популярностью, как у Герды? — Герда вне конкуренции. На втором месте — Табуретка. Чаще всего ее можно встретить на Северном проспекте, раньше…
– С близкими созваниваетесь каждый день? — И с Лусине, и с родителями созваниваюсь ежедневно. Я в курсе всех новостей. Я безмерно благодарна своей семье за помощь с Гердой, а также Овсанне Овсепян из Dingo Team. Овсанна помогает собирать средства на лечение Герды, ищет волонтеров и ежедневно курирует их работу с Гердой: постоянно нужна помощь то с транспортировкой нашей великанши в клинику, то с сопровождением ее на прогулках. Я очень благодарна Овсанне, докторам и всем волонтерам! Овсанна Овсепян. Фото: из архива Овсанны Овсепян.
Побеседовала я и с Овсанной Овсепян. — Результаты последних анализов Герды показали, что метастазов в ее легких нет. Это значит, что она может жить на обезболивающих таблетках и прожить немало, — говорит Овсанна. — Какие именно таблетки нужны Герде?
– Ей постоянно необходим препарат Previcox, который очень дорогой: 87 000 драм стоит «порция» на месяц. Но это ее шанс жить без боли. А еще Герде нужны специальный сухой корм и паштеты для снижения веса Monge Obesity. Сейчас она очень скучает по своим долгим прогулкам по центру Еревана, но ей пока нельзя долго ходить. Я надеюсь, что Герда похудеет, и ее прогулки снова станут продолжительными. — Известно ли, собаки каких пород были предками Герды?
– Совершенно точно она имеет ближайших родственников среди армянских гампров. А какие еще породы в ней смешались, я затрудняюсь сказать. Герда и Лисенок. Фото: Айсылу Кадырова. — Раньше рядом с Гердой всегда ходила небольшая рыжая собачка. Это ее подружка?
– Это ее дружок, собачка Лисенок. Он продолжает гулять по центру Еревана, но каждый день навещает Герду, так как в доме Амбарцумянов кормят и его. — О