Сотни российских солдат получили медицинскую помощь в Беларуси с начала полномасштабной войны Москвы на Украине, как следует из документов, полученных Белорусским инвестиционным центром. Раненые военнослужащие были госпитализированы в больницы Беларуси, в том числе во время неудачной попытки России захватить Киев в 2022 году. Среди этих “секретных пациентов” были участники элитных подразделений и солдаты, принимавшие участие в оккупации Бучи; расследователи опубликовали их имена, диагнозы и даты госпитализации. Meduza подводит итоги ключевых выводов из расследования БИЦ.
В течение первых 21 месяца полномасштабной войны России против Украины, по внутренней базе данных российского Министерства обороны, полученной Белорусским инвестиционным центром (БИЦ), 898 раненых российских солдат и военнослужащих Национальной гвардии прошли лечение в больницах городов Гомель и Хойники в Беларуси. В своем отчете журналисты называют этих людей “секретными пациентами”. По сообщениям, персонал больниц был запрещен раскрывать информацию о пребывании российского военного персонала.
“Вам категорически — как бы это выразить — ‘советовали’ не говорить об этом никак”, – сказал бывший сотрудник больницы в Гомельской области БИЦ. “Иначе вас и вашу семью могли ожидать серьезные последствия.”
База данных содержит информацию о бойцах из подразделений, участие которых в операциях на севере Украины не было ранее зафиксировано и которые лечились в гомельских больницах в начале вторжения России.
Среди них были военнослужащие 16-й отдельной гвардейской бригады Спецназа, часть службы военной разведки России, ГРУ. Это подразделение давно подозревается в причастности к операции России по захвату Чернобыльской атомной электростанции, но до сих пор не было жестких доказательств. В расследовании также идентифицируются члены “Центра специального назначения Кубинка-2”, участвовавшего в аннексии Крыма Россией в 2014 году.
Один из пациентов, указанных в записях гомельской больницы, российский военнослужащий Роман Зязин, принимал участие в операции 24 февраля 2022 года по захвату аэродрома имени Антонова в Гостомеле. Он был госпитализирован в Гомеле с травмой лица и переломом челюсти. Зязин ранее описывал свою роль в операции по Гостомелю на телеканале Звезда Минобороны России: “Мы вышли на окраину и в сам Гостомель, где меня ранили, а затем эвакуировали.”
Битва за Киев. “Они уже в пути”. После трех недель войны Киев и его жители изменились навсегда. Репортаж от Лилии Яппаровой из Meduza.
По данным БИЦ, Зязин является бывшим членом патриотической организации молодежи “Юнармия”. Внутренние документы “Юнармии”, полученные исследовательской группой KibOrg, также упоминают Зязина и еще трех солдат – Сабухи Баладова, Павла Никитина и Матвея Шипунова – которые были госпитализированы в Беларуси в начале вторжения. Сейчас Зязин является курсантом военно-физкультурной академии.
25 февраля, во время битвы за Гостомель, российские отряды ОМОНа из Красноярска, Новокузнецка и Кемерово присоединились к боям, сообщили украинские СМИ, ссылаясь на перехваченные связи. Их колонну подвергли нападению на мосту между Гостомелем и Киевом. Выжившие военнослужащие отступили глубже в город, где по меньшей мере 11 граждан, пытающихся бежать к Киеву, были убиты на пересечении улиц Святопокровская и Шевченко, сообщила Генеральная прокуратура Украины. Российские силы впоследствии создали совместный пост в детском саду в поселке Здвыживка. Украинские власти сообщили, что по меньшей мере 18 граждан были убиты в Здвыживке и прилегающих районах во время российской оккупации.
По данным БИЦ, 68 раненых офицеров ОМОНа получили лечение в гомельских больницах после боев в Гостомеле. Расследователи идентифицировали нескольких из них, перепроверив базу данных Министерства обороны России с документами, найденными местными жителями на мосту в городе. Среди тех, кто поступил в больницы в Гомеле и Хойники в конце февраля и начале марта 2022 года, были:
Старший лейтенант полиции Алексей Артамонов (Кемеровская область) – три осколочных ранения и переломСтарший сержант полиции Иван Дюканов (Национальная гвардия, Кемеровская область) – травматическая черепно-мозговая травма и ушибСтарший сержант полиции Андрей Хитров (Национальная гвардия, Новокузнецк) – осколочное ранение в нижнюю левую ногуПолицейский сержант Андрей Леонов (Национальная гвардия, Кемеровская область) – черепно-мозговая травма и сотрясениеИлья Чураков (рота ОМОН “Ратибор”, Красноярский край) – осколочное ранение около правого лодыжкиСергей Цапков (рота ОМОН “Ратибор”, Красноярский край) – акустическая травма и острая потеря слухаДенис Катков (рота ОМОН “Ратибор”, Красноярский край) – черепно-мозговая травма и сотрясение
Еще два российских военнослужащих – Мунко-Жаргал Жалмаев и Зорик Зыгбин, оба из военной части 46108 в Улан-Уде – были госпитализированы в Гомеле 9 марта 2022 года с осколочными ранениями. Третий солдат из того же подразделения, Дмитрий Терентьев, был госпитализирован 25 марта с ранениями от взрыва.
Имена Жалмаева и Зыгбина также фигурировали в списке персонала из российской военной части, который жители нашли в деревне Березивка, расположенной вдоль Житомирской шоссе – главной дороге, соединяющей Киев с западными областями Украины. В первые дни войны российские войска пытались перекрыть шоссе, даже когда мирные жители пытались бежать из столицы. Украинские СМИ сообщили, что по участкам дороги развернуты части из Бурятии России, включая 5-ю танковую бригаду и 37-ю мотострелковую бригаду, которые открыли огонь по бежавшим гражданам.
В общей сложности БИЦ подтвердил личности около 70 российских солдат, размещенных вдоль Житомирской шоссе, основываясь на внутренней военной базе данных. Некоторые из их имен совпадали с теми, что были найдены в документах рядом с дорогой.
Расследователи также подтвердили, что один из российских солдат, получивших лечение в Гомеле, был Александр Квитко (по кличке “Капитан”), командир 6-й компании Псковских Воздушно-Десантных войск, участвовавший в оккупации Бучи. Он был госпитализирован 28 марта 2022 года с осколочными ранениями в шее, руке, ноге и ягодицах.
По данным украинского расследовательского издания Schemes, квитко мог быть причастен к убийствам мирных жителей в Буче. Свидетели сообщили, что видели его на улице Яблунская, 144, в офисном здании, использовавшимся российскими войсками как база и место задержания членов украинской территориальной обороны перед их казнью.
Нацполиция Украины подозревает Квитко в убийстве Аллы Минаевой, пенсионерки, найденной мертвой в ее доме. Следователи считают, что даже если он сам не совершил убийство, он точно был в курсе происходящего. “Мирные жители, помогавшие пожилой женщине, подошли к Александру Квитко и спросили, могут ли принести ей еду и необходимые предметы”, — рассказал старший следователь Иван Дулькай радио Свобода. — Квитко сказал им, что не стоит беспокоиться, потому что, по его словам, ‘мы обошлись с ней человечно'”.
Конвенция о лечении и помощи раненым и больным в вооруженных силах на поле сражения Женевской Конвенции позволяет нейтральной стране предоставлять медицинскую помощь боющейся стороне, не признавая это вмешательством. Однако Белорусский инвестиционный центр утверждает, что лечение российских войск в Беларуси должно рассматриваться в широком контексте поддержки белорусским правительством вторжения России.
В сентябре 2023 года Европарламент объявил Александра Лукашенко соучастником преступлений России на Украине. Европейские законодатели ссылались на роль Беларуси в распространении ненавистных высказываний и дезинформации, поставке оборудования и боеприпасов российским войскам и обеспечении плацдармами как для российских войск, так и боевиков группы Вагнер. Сам Лукашенко признал, что российские войска вошли на украинскую территорию через белорусскую и заявил, что вновь будет открыт для подобных операций.
“Предоставление медицинской помощи российским военнослужащим следует рассматривать как часть общей поддержки Беларусью войны — и утрату своего нейтрального статуса,” – сказала Катерина Рашевская, юрист Центра по правам человека в регионе Украины. “Это имеет значение для любых будущих юридических процессов по соучастничеству или оказанию помощи преступной агрессии высокопоставленными белорусскими чиновниками, а также при оценке ответственности Беларуси за международно незаконное действие.”
Другие российские зверства