И мир пусть подождет. Росгосцирк выступил в качестве партнера ПМЭФ, отношение власти к населению хорошо отразил сам форум.

Третий день работы XXVIII Петербургского международного экономического форума. Фото: Владимир Смирнов / ТАСС.

18+. НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН, РАСПРОСТРАНЕН И (ИЛИ) НАПРАВЛЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ВИШНЕВСКИМ БОРИСОМ ЛАЗАРЕВИЧЕМ ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ВИШНЕВСКОГО БОРИСА ЛАЗАРЕВИЧА.

Под названием, вынесенным в заголовок, во время закончившегося Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ) проходила закрытая вечеринка для его гостей в ресторане на последнем этаже отеля на Мойке, 22.

Под конец один из гостей, как сообщалось, начал бросаться с террасы ресторана бокалами и другими предметами, и пришлось звать полицию. Название вечеринки, как писали в комментариях петербуржцы, стоящие в пробках, перекрытиях и ограничениях и лишившиеся мобильного интернета, «очень четко подчеркивает весь этот форум и отношение к населению».

Сам же форум, как уже заметили, оказался не совсем международным и не очень экономическим.

Зато был уже не запрещенный, но еще числящийся в «террористическом» списке Росфинмониторинга «Талибан». И впервые партнером форума выступал Росгосцирк.

Об «экономической» части ПМЭФ написали в «Новой» мои коллеги, потому не буду повторяться. Отмечу только, что озвученные на итоговом брифинге бравурные цифры — подписано 1060 соглашений на общую сумму 6,3 трлн рублей, в том числе 67 соглашений для Петербурга на сумму в один триллион рублей, — как и всё, что подписывалось на прежних форумах, означают не более чем благие намерения, за которыми вовсе не обязательно последует результат. А для того чтобы ничего нельзя было потом проверить, эти намерения еще и «закрывают».

Несколько раз, когда на питерских форумах подписывались соглашения, причем с российскими банками или компаниями, касающиеся острых городских вопросов (таких, например, как планы строительства скоростной трассы через Удельный парк, грозящие ему огромным ущербом), я запросами на депутатском бланке требовал предоставить мне их тексты для ознакомления. И получал отказы — под тем предлогом, что соглашения якобы «конфиденциальны» и прислать тексты «не представляется возможным». Притом что речь шла о строительстве гражданских объектов инфраструктуры, и никаких тайн тут быть не может по определению.

Интереснее, однако, другое. На один из таких запросов «строительный» вице-губернатор Николай Линченко отвечал мне, что «обязательств по проектированию или строительству Объектов у сторон в соответствии с Соглашениями не возникают». Иначе говоря, никаких правовых последствий подписанное не имеет. Возникал естественный вопрос: тогда зачем подписывали?

XXVIII Петербургский международный экономический форум (ПМЭФ) 2025. Фото: Дмитрий Азаров / Коммерсантъ.

Что касается всего остального на ПМЭФ, то оно оставляло специфическое впечатление.

Когда-то эти форумы начинались как дискуссионные площадки, где встречались политики, экономисты, бизнесмены, обсуждали серьезные темы, спорили, нередко критиковали свои и чужие правительства, на форум приезжали первые лица развитых государств и ученые с мировыми именами.

До «русского Давоса», каким виделся форум четверть века назад, он все же не дотягивал, но следить за происходящим было интересно и полезно. И сама идея форума как места для неформального общения людей, редко встречающихся в текучке жизни, была и остается правильной, и в первое десятилетие его работы она неплохо реализовывалась. А затем…

Затем ПМЭФ все больше и больше стал напоминать смесь бала для придворных, полагающих себя элитой, «ярмарки тщеславия» для тех, кто кичится своим богатством и связями, и торжественного приема от имени Владимира Путина на фоне блистательных видов и дворцов Санкт-Петербурга, играющих роль декорации.

Жители города, замечу, в этом спектакле были вообще лишними.

Кроме многочасовых «пробок» и перекрытий центральных улиц и набережных ради удобства высоких гостей, чьи кортежи со свистом проносились мимо (возмутилась даже одна совершенно провластная тележурналистка несколько лет назад, не стесняясь, объяснявшая мне, что с моими политическими взглядами нечего делать на телеканале, финансируемом из бюджета), они получили заблокированную мобильную связь и мобильный интернет со всеми вытекающими последствиями. Невозможностью не только связаться с родными или друзьями, но и воспользоваться банковскими приложениями, заплатить за услугу или товар, заказать такси, ездить по навигатору. Организаторы объясняли это, конечно же, безопасностью приехавших «хозяев жизни». Вице-премьер Марат Хуснуллин заявил: «У нас собрано большое количество и руководителей, и делегаций международных, поэтому нужно принимать все меры безопасности».

Еще прямее был пресс-секретарь президента Дмитрий Песков: «Если нужно отключать связь, мы будем отключать связь».

«Хочу следующий форум в Югре», — написали в Сети ему в ответ…

«Хозяева жизни», надо сказать, в безопасных условиях веселились на славу и тонко иронизировали.

«Я даже пенсию не стал оформлять, с работы — только вперед ногами», — заявил глава банка ВТБ Андрей Костин, что не выглядело шуткой.

Вот только подавляющее большинство российских граждан, которым не дарованы «на кормление» отрасли, контролируемые государством банки или корпорации, такого выбора не имеют.

А еще руководимый Костиным банк выпустил специально для форума стихотворный манифест крепчающего рубля — в стиле Владимира Маяковского.

«Если рубль всё крепче и крепче, то почему в магазине за него дают всё меньше и меньше?» — вопросил у себя в канале ехидный Николай Травкин, но ответа не получил.

Инфляцию, замечу, участники форума, заплатившие по 1,2 миллиона рублей за право потусоваться с высоким начальством, ощутили на себе: в первый же день слышались жалобы, что обед на ПМЭФ, который в прошлом году стоил 4900 рублей, стал стоить 6500. Но это были еще цветочки на фоне выложенного в интернете меню с такими блюдами, как «премиальная коллекция из говядины» за 53 тысячи рублей — и ничего, видимо, был спрос…

Президент, председатель правления ПАО «Банк ВТБ» Андрей Костин во время церемонии. Фото: Игорь Иванко / Коммерсантъ.

Одной из «звезд» форума стал замруководителя Федерального медико-биологического агентства Николай Лишин — специалист по технической эксплуатации двигателей и летательных аппаратов, кандидат технических наук и генерал-майор, доцент богословского факультета Российского православного университета имени святого Иоанна Богослова и руководитель комитета по проблемам защиты традиционных российских духовно-нравственных ценностей Совета безопасности РФ (сразу вспоминается Владимир Войнович, «Москва 2042» и генерал-майор религиозной службы отец Звездоний) Сей многогранный персонаж говорил на форуме вовсе не о медико-биологических (что было бы логично) проблемах и не о самолетах, а совсем о другом.

Например, предложил ввести уголовную ответственность за «кражу традиционных ценностей» при помощи искусства и культуры. Мол, если «у меня украли ценность, я должен позвонить и сказать: вот эти люди крадут у меня мою духовно-нравственную ценность».

Он же предложил запретить в России фильмы, демонстрирующие греховный образ жизни людей в возрасте после 30 лет (как кто-то шутил в Сети, «до законодательного запрета греха осталось совсем немного»). А затем заявил, что многодетность — это вопрос внутренних установок, а не наличия денег, и что «Господь дает ребенка, дает и на ребенка», а если создавать условия и только потом рожать, детей не будет никогда… Это было бы смешно, если бы не было грустно, но таково («бог дал зайку, даст и лужайку») нынче содержание выступлений на международном экономическом форуме.

Ибо «на ребенка» дает не Господь, а государство — и дает столь скромно, что далеко не все могут себе позволить многодетность, при всей ее привлекательности.

О многодетности говорил и полпред президента в Центральном округе Игорь Щеголев, призывая рекламщиков помогать в продвижении традиционных ценностей и сетуя, что многодетную семью показывают только в 5% рекламных роликов, а ведь «помимо продвижения продукта, можно внести и посильный вклад в решение общенациональной задачи».

По этой же теме выступал и глава Республики Мордовия Артем Здунов, заявивший, что подготовка девочек к роли матери должна начинаться с детского сада, потому что «вуз — уже поздно, школа — почти поздно, а вот в детском саду — дошкольное образование: региональный модуль, сюжетно-ролевые игры 3–6 лет, папа, мама, полноценная семья». Что же, «сюжетно-ролевые игры» в детском саду по подготовке

В Москву прибыл Министр иностранных дел Ирана для встречи с Путиным. В Кремле рассматривают возможность предоставления стране военной поддержки.

ФСБ выложила видео задержания жителя Петербурга за донаты ФБK* — подозреваемого захватили посреди улицы.