Президент Украины приостановил 2 июля украинское гражданство митрополита Онуфрия (Березовского), предстоятеля УПЦ (Украинская православная церковь) – крупнейшей конфессии страны.
Чиновники и религиоведы спорят, входит ли еще эта церковь в Московский патриархат, но до СВО – входила и распространяла нарративы Кремля. Формальным поводом стало наличие у Онуфрия гражданства РФ, которое он сам вроде бы отрицает.
Подлинная причина – отказ УПЦ от провозглашения автокефалии (полной церковной независимости) и от слияния с “прозападной” ПЦУ (Православная церковь Украины), своим главным конфессиональным конкурентом.
Что ждет УПЦ в новых юридических условиях и кто может защитить митрополита Онуфрия (если он нуждается в защите)?
По украинским данным, российское гражданство третий предстоятель Украинской православной церкви (УПЦ) митрополит Онуфрий получил в 2002 году.
Внутренний российский паспорт был ему выдан паспортным отделом ОВД Северное Бутово. Он не стал информировать власти Украины о втором гражданстве, возможно, потому, что ст. 4 Конституции страны устанавливает “єдине громадянство”.
Очевидно, что истинная причина конфликта офиса Зеленского с монастырем Феофания лежит не в юридической, а в политической плоскости.
С точки зрения РПЦ, УПЦ остается самоуправляемой частью Московского патриархата. Еще в 2023 году Госслужба Украины по этнополитике и свободе совести сформулировала критерии, по которым можно определить, входит ли УПЦ в Московский патриархат.
На 27 мая 2022 года Онуфрий назначил было новый собор в Феофании, но в последний момент собор проводить не стал, ограничившись торжественным богослужением.
Принципиальное недопонимание состоит в том, что украинское руководство рассматривает УПЦ не только как религиозную, но и как политическую организацию с большим пророссийским шлейфом.
Митрополиту Онуфрию – 80. Если бы он был обычным епархиальным архиереем, то по уставам РПЦ и УПЦ уже пять лет имел бы право находиться на пенсии.
Как монах и пастырь Онуфрий сформировался в Троице-Сергиевой лавре.
Дальнейшее развитие событий вокруг УПЦ возможно по нескольким сценариям. Внесен властями РФ в реестр “иноагентов”.
Демократическое государство не должно вмешиваться во внутреннюю жизнь религиозных организаций, и ситуация вокруг УПЦ тревожит правозащитников в разных частях мира.
Ждем решения митрополита Онуфрия. Может быть, важнейшего в его жизни.