Президент против церкви. Почему армянский лидер Никол Пашинян арестовывает священников по обвинению в заговоре.

27 июня сотрудники Национальной службы безопасности Армении попытались штурмом ворваться в Священный Эчмиадзинский монастырь, находящийся недалеко от Еревана и являющийся местом пребывания католикоса Карегина II, главы Армянской апостольской церкви. Они искали Микаэла Аджапахяна, главу Ширакской епархии Церкви, которого обвиняли в призывах к свержению правительства, и вскоре нашли и задержали его. Два дня назад был арестован другой архиепископ, Баграт Галстанян, который возглавлял протесты весной и летом 2024 года по схожим обвинениям. Также миллиардер Самвел Карапетян был задержан за публичную поддержку ААЦ.

Эксперт по Кавказу Роман Черников для Meduza объясняет, почему Никол Пашинян начал этот безпрецедентный конфликт с армянским духовенством и к чему это может привести.

Как церковь стала основной силой оппозиции в Армении
Если вспомнить охват армянских СМИ Армянской апостольской церкви в 2018–2019 годах, было заметно, что открытый конфликт между церковью и правительством Никола Пашиняна не начался раньше.

Уже в осень 2018 года, всего несколько месяцев после прихода Пашиняна к власти, он заявил сторонникам на предвыборном мероприятии:
“Церковь никогда не была столь дискредитирована, как при правлении Республиканской партии. Серж Саргсян и его команда пытались превратить церковь в руку правительства – и в некоторых случаях им это удавалось. Они даже вовлекали членов духовенства в коррупцию.”

Своей стороны, Республиканская партия уже описывала ААЦ как “неотъемлемую часть армянской идентичности”, которая теперь находится под угрозой со стороны новых властей. Между тем, СМИ, связанные со старыми элитами, распространяли слухи о том, что Пашинян и его жена являются членами одной из протестантских церквей, которые часто называют “сектами” в постсоветском пространстве.

При этом Пашинян настаивал на том, что он принадлежит к Армянской апостольской церкви и готов бороться против этих “сект”.

, , ,

BBC подробно рассказал о решающем эпизоде, произошедшем в этот период. В мае 2018 года священник по имени Корюн Аракелян выступил против католикоса Карегина II и начал движение под названием “Новая Армения – Новый Патриарх”. Он публично обвинил католикоса в нарушении обета целомудрия, но его основные обвинения касались предполагаемого богатства Карегина и авторитарного руководства.

По словам Аракеляна, он ожидал поддержки от Пашиняна, но она так и не пришла. Напротив, источники BBC говорили, что новые назначенные должностные лица были инструктированы не критиковать духовенство публично.

Это не вызвало удивления: уже вступив в противостояние с прежними элитами и начав борьбу с коррупцией, Пашинян не хотел делать себе дела еще сложнее. Его основными приоритетами в 2018 году были проведение досрочных выборов; в 2019 году привлечение к уголовной ответственности бывшего президента Роберта Кочаряна; а в 2020 году противостояние Конституционному суду – и затем возникла война в Карабахе.
, , ,

, , ,

Мы не забыли. «Звон страшнейшего оружия снова приближает мир к роковой черте». Олжас Сулейменов рассказал, как в 90-е удалось предотвратить ядерные испытания.

Россия готовится запретить “интернациональное движение сатанизма” как экстремистскую группу.