В Сети появился доклад международного «Мемориала» (ликвидирован решением Верховного суда РФ) «100 дней после Путина. Пакет решений для переходного правительства». Авторы: Николай Бобринский, Глеб Богуш, Григорий Вайпан, Наталия Секретарева и еще кто-то анонимный — выбрали это несколько уводящее от сути название исходя из того, что после досрочного прекращения полномочий президента (по любым основаниям) Конституция отводит три месяца на избрание нового, а с учетом 10 дней на подведение итогов голосования получается как раз 100 дней.
В докладе более 1000 страниц, но две трети занимают проекты законодательных актов и договоров, которые, по мнению авторов, потребовались бы для полноценного транзита власти. Авторы исходят из изменения также вектора развития режима, и такие надежды в перспективе имеют под собой основания — пусть это произойдет и не под руководством первых пришедших к власти акторов и не в течение 100 дней, а в течение ряда лет.
„ Доклад рассматривает революционный сценарий транзита как наихудший, определяя «революцию» с юридической точки зрения как прерывание правовой преемственности. Авторы анализируют различные сценарии, отводя главную роль «и.о. президента», который взаимодействует с палатами Федерального собрания, Конституционным судом и другими властными органами в рамках, ограниченных действующей Конституцией (как вариант — в редакции 1993 года без поправок).
Авторы оговариваются, что «политические обстоятельства и юридические основания наступления «дня 0» они оставляют за скобками. Реальный сценарий транзита, разумеется, будет зависеть от множества неправовых факторов — в первую очередь от фактического расклада сил и влияния между различными элитными группами.
Однако в случае конституционного кризиса, который — имея в виду конструкцию нынешней власти — весьма вероятен, практическую пользу из предложенного анализа могут извлечь не только оппоненты режима, но и представители действующих властных и бизнес-элит и их отдельных группировок.
Вероятный кризис может обрести черты реального противоборства, в ходе которого и.о. президента может утратить контроль за Федеральным собранием и судебной системой, а также силовыми структурами или отдельными группировками в них. Что-то подобное мы (старички) наблюдали в течение 1993 года в ходе борьбы за власть между президентом Борисом Ельциным и Верховным советом, возглавляемым Русланом Хасбулатовым.
Она закончилась, как известно, указом о роспуске Съезда народных депутатов, вооруженным столкновением и принятием на референдуме «ельцинской» Конституции. Повторение похожего сценария нежелательно, а компромисс между различными силами потребует от них сложных маневров и компромиссов.
При этом все акторы (кроме, возможно, спецслужб) будут заинтересованы, как считают авторы доклада, „ в обретении демократической легитимности, а это потребует шагов в сторону реальной демократизации общества, в связи с чем в «пакет» предложений включена отмена дискриминационных законов и поправок к ним, которые были приняты в основном начиная с 2012 года.
В условиях кризиса из предложенного плана «100 дней» заинтересованные группы могут извлечь рецепты отдельных маневров, подчас весьма изощренные, но не выталкивающие их за пределы действующей Конституции. Например, председатель правительства, который по закону становится и.о. президента в случае ухода последнего со сцены до окончания срока, может в своем качестве и.о. назначить другого премьера, а сам отказаться от должности президента и тем самым резко изменить расстановку фигур на политической доске.
Вариантом отмены поправок к Конституции 2020 года может стать обращение и.о. президента в Конституционный суд, который (после смены его председателя и назначения недостающих судей отдельным актом Совета Федерации) может признать эти поправки неконституционными в связи с нарушениями порядка их принятия.
Возможен и вариант созыва Конституционного собрания для принятия радикально новой Конституции (например, ее парламентской модели). Для проведения одновременно с выборами президента выборов нового состава законодательных органов предлагается весьма замысловатый, но строго законный путь: а) и.о. президента проводит через Совет Федерации кандидатуру нового генерального прокурора и назначает новый состав Центризбиркома; б) генпрокурор выявляет нарушения, которые могли бы свидетельствовать о подтасовках на предыдущих выборах в Государственную думу и губернаторов регионов;
в) Центризбирком на основании прокурорской проверки признает результаты ранее проведенных выборов недействительными; г) и.о. президента назначает новые выборы одновременно с выборами на пост президента.
„ Доклад удивительным образом сочетает в себе политическую утопию с весьма совершенной законопроектной техникой. Обнадеживает то, что такие юристы в русскоговорящей ойкумене есть, пусть сейчас они в основном вынужденно находятся за рубежом.
Подготовка юридического «пакета» не менее важна, чем планов политических и экономических реформ. Это набор инструментов. Что, кем и когда будет из него извлечено — уже другой вопрос. * Минюст РФ внес в реестр «иноагентов».