35-й президент США Джон Фицджеральд Кеннеди однажды сказал: «У победы тысяча отцов, а поражение — всегда сирота». Но у первой и потому исторической победы южной команды в 33-м по счету постсоветском первенстве отец, по сути, один. И зовут его Сергей Галицкий.
Президент футбольного клуба «Краснодар» Сергей Галицкий (справа) и вратарь команды «Краснодар» Юрий Дюпин (слева) во время церемонии награждения игроков команды «Краснодар» после окончания матча.
…В сказках, как говорила мне бабушка, всегда должен быть счастливый конец. Это я к тому, что частный клуб «Краснодар» — уникальный и масштабный проект, равных которому в России нет — своего рода волшебство наяву. Сергей Галицкий придумал «быков» в 2008-м. И не ради понтов и распила бюджетных средств. У неординарного бизнесмена крутилась в голове четкая и конкретная цель: сделать команду лучшей в стране. Золотой. 24 мая 2025 года он воплотил мечту, подарив городу настоящий праздник. И все — от болельщиков и журналистов, до функционеров и футболистов — в один голос утверждали: «Это триумф президента клуба!»
…А ведь в его чистосердечную затею почти никто изначально не верил. Эксперты утверждали: он потешит свое самолюбие, попиарится и бросит живую игрушку, как, к примеру, Сулейман Керимов — «Анжи». А Галицкий, даже после неудачных сезонов, не бросал. Он организовал едва ли не идеальную детскую академию на территории РФ с филиалами по всему краю (один из ее воспитанников — Матвей Сафонов — недавно выиграл Лигу чемпионов в составе «ПСЖ») и построил стадион — самый шикарный на всем постсоветском пространстве. А рядышком превратил 23 гектара пустыря в фантастический парк с десятками зон отдыха и причудливыми фонтанами, которые даже зимой радуют жителей юга…
Да, в определенный момент патрон отказался от идеи сделать ставку исключительно на питомцев своей школы, но разве можно его за это ругать? Ведь по-другому бороться с «Зенитом», который позволяет себе «купить всех», как когда-то Евгений Гинер, нереально.
К тому же, повторюсь, тратил и тратит Сергей Николаевич собственные деньги, а не деньги госкорпораций… И даже борясь с тяжелой болезнью, он вкладывался и вкладывается в свое детище от и до, и на всякий пожарный организовал специальный эндаумент-фонд, который при любых условиях на годы вперед обеспечит финансами клуб, прервавший шестилетнюю гегемонию питерского монстра — «Зенита». К истории возникновения «Краснодара» мы еще вернемся, а пока прочитайте два десятка цитат, принадлежащих владельцу «быков». И вы многое поймете.
«Жизнь — она бессмысленна сама по себе. Просто надо найти себе дело, чтобы занять этот промежуток между рождением и смертью. Какой смысл жизни? Да нет его. Ты придумал себе какую-то забаву, и ты в нее играешь».
«Я родился бизнесменом. Был бы художником — был бы несчастлив. Был бы журналистом — был бы несчастлив. Был бы политиком — был бы несчастлив. Каждый должен научиться соответствовать своему ремеслу».
«Я верю только в ежедневный, тупой, кропотливый труд. Это не самообучение. Просто тупо трудишься. И кто больше на это времени потратит, тот большего эффекта добьется».
«Должен же я что-то любить в своей жизни, кроме родины и ребенка. Вот я люблю футбол. Чем он отличается от театра? В футболе вы получаете то, что не можете получить в других видах деятельности. В театре берешь либретто и знаешь, на какой минуте Отелло начнет душить Дездемону. В кино к середине фильма понимаешь, кто кого убил. А в футболе все 90 минут находишься в неопределенности, потому что нельзя предвидеть результат. Это и есть настоящая жизнь».
«Если мы хотим получать хороший футбол, с просмотра нужно зарабатывать деньги. Бесплатные вещи никогда никем не ценились. При этом мы не должны драть три шкуры с болельщиков. Когда человек работает пять дней в неделю — у него в жизни не так много происходит. Клуб — часть его судьбы. Люди рождаются с клубом и проводят с ним весь путь».
«Когда у тебя есть деньги, ты не имеешь права вытворять что попало. Ты должен делать что-то красивое. Мы никогда не будем покупать игроков за 40–60 миллионов по одной простой причине: у меня в компании работает 250 тысяч человек, это будет неправильно по отношению к ним».
«В политику я никогда не полезу. Почему? Я уязвим. У меня есть собственность. Только когда у тебя деньги на швейцарском счете, о котором никто не знает, можно выходить и чесать языком».
«Коммерсант не должен бояться. Это как в футболе: если при счете 1:0 ты начинаешь играть на удержание счета, ты точно получишь. Просыпаться со страхом потерять бизнес не следует».
«У меня есть дорогая игрушка — футбольный клуб. Я отчасти специально ее придумал, потому что нужна мотивация. Тебе все время должно не хватать денег. Когда я думаю, что хочу сохранить контроль над компанией, и при этом надо построить стадион, это заставляет лучше работать».
«Еще не выросло поколение богатых людей, которое не понимает, что им столько денег не надо. В гробу карманов нет. Ты заработал в обществе, и должен отдавать этому обществу. Ты не сможешь съесть два завтрака, как ни пытайся. Второй завтрак будет полдником. Тебе не нужно 20 машин, 30 самолетов. Это осознание приходит».
«Я практически ничего не читаю. В школе много читал. Что вы хотите вычитать из книги? Успех других людей? Зачем? Этот любимый русской интеллигенцией образ человека с книжкой! Нет, это должно прекращаться, когда тебе стукнуло 17–18 лет. Потом есть мир — и ты обязан его познать, сделать это сам. Культура убивает время. Жизнь настолько коротка, что не надо тратить ни одной секунды на всякую хрень!».
«Команда должна играть в атаку. Пусть у нас не будет 99 кубков, но будет стиль. Это важнее результата. И это мое требование».
«Ни один уважающий себя тренер не смог бы проработать ни одного дня в клубе, если бы я выбирал состав. Я принципиально узнаю его только перед игрой. Никогда не влиял на тренера. Я уничтожу его, если буду это делать».
«Мне нравится, что у нас 15 тысяч мальчиков надевают майку «Краснодара», ходят большими бандами на футбол, с детства воспринимают его как эмоцию. Мы воспитываем поколение ребят, которые чувствуют игру. Это же кайф».
«Ощущение футбола — то, ради чего мы все делаем. Ощущение, когда твой мальчик четверых накручивает — а ты его знаешь с 12 лет, помнишь видео, где он еще маленький совсем. Это круто».
«Талантов у нас рождается столько же, сколько и во всем мире. Сколько в Германии, в Испании, во Франции… Просто если вы не вкладываетесь в детский футбол, как они будут развиваться? У нас не самая талантливая нация, но и не самая бесталанная».
«Проблема власти, лидера в том, чтобы окружить себя профессиональными людьми. У нас, к сожалению, власть нанимает лояльных, но непрофессиональных».
«Я раньше расстраивался по поводу некоторых решений наших государственных органов, но потом понял, что это просто бессмысленно. Все равно будет так, как будет. Нужно уметь выкручиваться из любой ситуации».
«Когда меня спрашивают, почему я не уезжаю за рубеж, я отвечаю так: я счастлив на земле, где родился. Я понимаю язык этих людей, знаю их, я вырос вместе с ними. Это достаточно странное желание — заработать максимальное количество денег и уехать за границу».
«Меня интересует только то, что произойдет в этой жизни. Что будет после меня, меня не очень интересует. Я живу в Краснодаре — на этом месте 2000 лет назад кочевали скифы и сарматы. Они тоже говорили: «Это наша земля». Кто о них сейчас помнит?».
«Я рыночник и считаю, что помогать следует только детям, инвалидам и пенсионерам. Никаких пособий по безработице не должно быть. Ты здоровый мужик? Ищи работу. Переезжай в другое место. В другую страну, если надо».
«Моя мечта, и я уверен, что она исполнится, — чтобы 11 выпускников моей школы играли за «Краснодар». В том, что это будет, я не сомневаюсь. Это абсолютно возможно».
Пока «Краснодар» разбивал своих соперников на футбольном поле, создатель клуба разбил новый парк у построенного им в Краснодаре стадиона.
…Маленький Сережа из Лазаревского тоже гонял мячик. До 13 лет. Как впоследствии шутил сам бизнесмен, «до тринадцати, потому что попался не очень хороший тренер: был бы хороший — закончил бы в десять, так как талантом я не отличался». Любопытно, что Галицкий, превратившись в предпринимателя, хотел развивать именно клуб из родного поселка — «Авангард». Он обеспечивал курортную «банду», выступавшую в КФК, всем необходимым. Команда должна была вот-вот получить профессиональный статус, но местные власти сначала не разрешили инвестору честно купить стадион, а позже выяснилось