В новом интервью бывшая звезда волейбола Екатерина Гамова рассказывает о своем опыте насилия на тренировочных сборах в детстве и о суицидальных мыслях во время постнатальной депрессии. Медуза подытоживает то, что Гамова рассказала спортивному блогеру Вите Кравченко в их разговоре, опубликованном 16 июля.
Екатерина Гамова завершила карьеру в 2016 году как одна из самых известных и успешных спортсменок России. Выступая за национальную сборную по волейболу, она дважды завоевывала олимпийское серебро, дважды выигрывала чемпионаты мира и Европы, а также становилась победителем Мировой Гран При. Играя за различные команды, Гамова выиграла более 10 российских чемпионатов. На международных соревнованиях она постоянно завоевывала звание лучшей игроки турнира.
Гамова в детстве
Рассказывая спортивному блогеру Вите Кравченко, Гамова описала физическое насилие, которое она испытывала в детстве на тренировочных сборах. Ее бабушка пыталась смягчить боль, утешая ее шоколадом Сникерс — прием, который приносил ей радость в то время. Однако сегодня Гамова говорит, что она смотрит на эти наказания с недоумением.
Стремясь стать элитным спортсменом, Гамова также подвергалась издевательствам в школе. Одноклассники толкали ее и издевались над ее необычной высотой и фигурой, называя ее “жирафом” и “спичкой”, вспоминает она. В течение значительного времени ей приходилось оставаться дома из-за страха и истощения перед новой порцией насмешек.
“Когда вы оказываетесь в этой ситуации каждый день, вы просто привыкаете к этому и пытаетесь оторваться от этого, не обращая на это внимания”, объяснила Гамова. Дети, адаптирующиеся к такому насилию, по ее словам, “вырастают как жертвы, и позже это трудно избавиться от этого”. Гамова также отметила, что ее спортивный успех, ее муж и ее семья помогли ей преодолеть эмоциональный груз ее детства, которое включало брошенного ее отца ее матерью до ее рождения.
Что такое “победа”?
Кравченко спросил Гамову, изменились ли ее взгляды на победу с тех пор, как она опубликовала свою книгу “Game Over: Volleyball Continues”, где она писала, что она не считает второе или третье место на соревновании победой. Гамова сказала, что ее взгляды здесь стали мягче, и теперь она смотрит на свои медали по-другому. “Возможно, я начала ценить все свои достижения больше, относиться к ним с уважением и оценивать труд, вложенный в них”, — рассказала она Кравченко, добавив, что старается донести эти чувства до своего сына.
Гамова добавила, что она не нацеливает своего сына на чемпионаты в спорте. Зная “внутреннюю историю” профессиональных соревнований, Гамова сказала, что шансы на успех настолько “ничтожны”, что это скорее дело случая. “Я просто хочу воспитать счастливого, свободного человека”, — сказала она.
Спортсмены и политика
Не называя явно критику Гамовой в отношении начала войны России против Украины, она и Кравченко обсудили, должны ли спортсмены затрагивать тему политики в публичных выступлениях. Через два дня после начала полномасштабного вторжения, Гамова назвала войну “позорной страницей в истории России”. В Instagram-сториз с хэштегом #nowar, она написала: “Могла бы я молчать? Конечно! Но мне стыдно и мне страшно. Просто знайте, что в России есть очень много людей, против того, что происходит. Простите нас.”
Говоря с Кравченко, Гамова отстояла свое право выражать свое мнение публично. “Я говорю прежде всего как человек, у которого есть большая аудитория, но я не говорю, чтобы донести это до аудитории. Я просто выражаюсь, говорю то, что чувствую”, — объяснила она. “Я рада, что сделала это, потому что я честна с самой собой и мне хорошо на душе. Я думаю, что это правильно. Я живу с чистой совестью.”
Материнство, постнатальная депрессия и суицидальные мысли
Гамова также описала свой опыт с постнатальной депрессией, назвав ее самым трудным испытанием, с которым ей пришлось столкнуться — труднее, чем победа на чемпионате мира. “Вы слышите о том, что при рождении ребенка, это все бабочки в животе, розовые пони, все должно быть замечательно и счастливо, но вы не чувствуете радости, потому что вы не спите”, — вспоминает Гамова. “Вы не принадлежите себе, и вы не можете никуда уйти или как-то изменить свои планы, верно? Ваша жизнь полностью меняется и становится подчиненной одному маленькому человеку.”
Беседуя с Кравченко на детской площадке и сдерживая слезы, Гамова признала суицидальные мысли во время борьбы с депрессией. Она описала желание резко повернуть руль на шоссе (“один поворот и все закончится”) и свои страхи, что она серьезно повредит себя, не умерев.
Гамова сказала, что наибольшая опасность для женщин, переживающих постнатальную депрессию, — отказ от признания этого себе. Как только она справилась с этим, она смогла обратиться за помощью к терапевту и общаться со своим мужем. “Не страдайте в молчании, не думайте, что вы не правы, и не бойтесь об этом говорить”, — сказала звезда волейбола.
Если у вас возникли мысли о самоповреждении или самоубийстве, пожалуйста, знайте, что вы не одиноки. Поддержка доступна. В Соединенных Штатах вы можете позвонить или отправить сообщение на горячую линию по самоубийству и кризисной помощи по номеру 988 или посетить 988lifeline.org для конфиденциальной помощи 24/7. В Великобритании вы можете позвонить в Самаритян на 116-123 или написать по электронной почте jo@samaritans.org для конфиденциальной поддержки в любое время суток. Если вы за пределами этих стран, обратитесь за помощью к местной кризисной линии.