Село Нижняя Крынка в оккупированном Донецком регионе Украины, 22 июля 2025 года
Аннексия Крыма Россией в 2014 году и война, разразившаяся в Донбассе, отсекли эти регионы от жизненно важной водной инфраструктуры, вызвав острые недостатки для жителей и промышленности. Эта кризисная ситуация только усугубилась после полномасштабного вторжения на Украину. Город Донецк три года переживает дефицит воды, несмотря на строительство нового канала, разработанного бывшим заместителем министра обороны Тимуром Ивановым, который позднее был заключен в тюрьму за коррупцию. Вода распределяется по графику, поступает грязной и часто не достигает верхних этажей зданий, даже во время установленных часов подачи.
На прошлой неделе власти самопровозглашенной российской Донецкой Народной Республики объявили о росте водоотведения. Ранее распределение воды было раз в два дня, теперь будет раз в три дня. В городе Енакиево, который находится в часе езды от Донецка, вода теперь поступает только раз в четыре дня, а недостатки еще более ощутимы в окружающих деревнях. Ограничения вызвали возмущение жителей, которое подогрели пророссийские блогеры в социальных сетях. Обе группы критикуют региональных официальных лиц за коррупцию и бездействие. Тем временем глава ДНР Денис Пушилин признает, что водный кризис в Донбассе не может быть решен до тех пор, пока Россия не захватит город Славянск.
Открытое письмо Владимиру Путину, подписанное “жителями Донецка и Донецкой Народной Республики”, называет продолжающиеся недостатки воды в регионе “гуманитарной и экологической катастрофой”. На бумаге людям выделяется 330 литров (более 87 галлонов) в день, однако вода доступна только четыре часа вечером в дни распределения, и для большинства людей невозможно собрать даже долю этого запаса за это время.
Местные жители жалуются на высокие счета за воду, особенно в связи с плохим качеством обслуживания. Когда подача временно восстанавливается, давление слишком низкое, чтобы достичь за пределы нижних этажей многоэтажек города. Те, кому удается что-то получить из кранов, награждаются засоренной, оранжево-окрашенной жидкостью. В зданиях без лифтов мамы с маленькими детьми, люди с ограниченными возможностями и пожилые вынуждены тащить тяжелые ведра по лестницам.
За питьевой водой, купленной в магазине или из торгового автомата, жители Донецка платят 5 рублей за литр (примерно 20 центов за галлон). В относительно близких городах, таких как Мариуполь и Ростов, бутилированная вода продаётся за полцены.
На своем канале в Telegram бывший украинский парламентарий Олег Царёв заявил, что некоторые в Донецке начали выстилать унитазы кулечками, чтобы собирать экскременты и сэкономить воду, которую иначе использовали бы для смывания. Один из лидеров сепаратистского движения в Донбассе в 2014 году, Царёв теперь с ужасом смотрит на уровень жизни в городе: “Донецк, когда-то город роз, образцовый город, изменился. Эта трагедия длится уже десять лет”.
Промышленный сектор также страдает. На тепловой электростанции Зуевская, которая обеспечивает как минимум треть “Донецкой Народной Республики”, уровни воды в охлаждающем бассейне достигли критических значений, угрожая остановкой, которая может повлиять на множество предприятий. Например, в городке Розовка погибло большое количество птиц на птицеферме после сокращения подачи воды на две трети.
Несмотря на недостаток воды, Донецк продолжает напрягать свои ресурсы, строя новые жилые комплексы, включая в работу городские фонтаны и даже устраивая публичные водные шоу.
“Это не только абсурдно, это оскорбительно”, – говорится в письме к президенту России. Авторы также выдвигают ряд требований: личный контроль Путина над водным кризисом, расследование местной коррупции и бездействия, объявление режима ЧС, немедленная модернизация водной инфраструктуры, вторая линия воды для региона, снижение цен и новые правила для обеспечения прозрачности и справедливости.
Письмо Путину привлекло внимание нескольких популярных пророссийских блогеров, включая Telegram-каналы “Z-каналы” Военкор Котенок (с 360 000 подписчиков) и Синяя З Борода (с 114 000 подписчиков). Юрий Котенок, ведущий первый канал, описал ситуацию в Донецке как “полный хаос” и “невообразимая жестокость”, утверждая, что условия проживания в городе сейчас хуже, чем перед полномасштабным вторжением. “Эти люди ждали восемь лет, чтобы стать частью России и пережили украинские бомбардировки”, – написал Котенок.
Российская пропагандистка Анастасия Кашеварова критикует официальных лиц как в Донецке, так и в Луганске за некомпетентность, описывая их реакцию на водный кризис как “аморфную”. “Водоснабжающие компании не чинят трубы и не доставляют воду”, – сказала она. “Они просто поднимают тарифы на воду, которой там и нет. И если она все-таки появляется, она полна ржавчины”. На своем блоге Кашеварова призвала лидеров на Донбассе “создать штаб водоснабжения, связаться с федеральным правительством, привлечь специалистов и заморозить цены на жилье и розничные цены”.
Как иссякла вода
Сегодняшние проблемы с водоснабжением на юге и востоке Украины связаны с аннексией Крыма Россией, что побудило Украину перекрыть Северо-Крымский канал, ключевой источник воды для полуострова. Канал был восстановлен после полномасштабного вторжения России в 2022 году, но система потерпела крах в 2023 году из-за разрушения дамбы Каховской гидроэлектростанции.
Как и в случае с Крымом, два прокси-государства России в Донбассе столкнулись с нехваткой воды после 2014 года, однако дефицит был более серьезным в Луганске, чем в Донецке. Пророссийское издание UkrainaRu утверждает, что Киев воздерживался от “водной блокады” против “Донецкой Народной Республики”, чтобы не нарушить поставку воды в города Мариуполь и Волноваха, которые еще не были захвачены Россией.
Когда Россия начала полномасштабное вторжение, основной источник воды для Донецкой области – Северский Донец-Донбассский канал – оставался под контролем Украины. После февраля 2022 года уровни воды в канале резко упали. К ноябрю 2022 года расход воды в муниципальных сетях упал на 80 процентов по сравнению с январем того же года, согласно UkrainaRu.
В 2023 году Россия построила трубопровод Дон-Донбасс за всего четыре месяца, направляя воду из реки Дон для пополнения истощенного Северского Донец-Донбассского канала. Над строительством контролировал бывший заместитель министра обороны Тимур Иванов до его осуждения за взяточничество два года спустя. Перед вынесением приговора прокуроры предъявили второе обвинение Иванову в том, что он якобы получил 152 миллиона рублей (1,9 миллиона долларов) от директора строительной фирмы Олимпситистрой, которая была подрядчиком на проекте Дон-Донбасса.
Даже во время строительства оценки указывали на то, что трубопровод не удовлетворит потребности региона в воде. “Этот трубопровод, который они запустили из Дона, практически как налить ложку воды в котел борща. Он не спасет ничего, просто поможет немного всего корпусам”, – сказал бывший руководитель водного предприятия Вода Донбасса в интервью украинскому сервису Радио Свобода в мае 2023 года. Согласно данным от Вода Донбасса, новый трубопровод удовлетворяет максимум 45 процентов потребности региона в пресной воде.
Глава Донецкой Народной Республики Денис Пушилин не скрывает того факта, что трубопровод Дон-Донбасс – это всего лишь временное решение. С 2022 года Пушилин открыто заявлял, что проблема водоснабжения региона будет полностью решена только после захвата города Славянск, где находится ключевая инфраструктура Северского Донец-Донбассского канала.