Дело Рашиды Дати, одной из ключевых фигур французского правительства, отправлено в суд по обвинению в коррупции. Ее «напарником» на процессе должен стать бывший гендиректор Renault-Nissan Карлос Гон, ранее (живьем) вывезенный из-под ареста в Японии в ящике для музыкальной аппаратуры. При этом Елисейский дворец заявил, что уголовное дело — не повод для увольнения госпожи Дати из правительства, а министр юстиции, назвав ее «великой женщиной», «выразил надежду» на ее оправдание в суде. Сама она говорит о «заговоре» с целью помешать ей стать мэром Парижа, ожесточенно отбиваясь от новых обвинений — включая лоббирование интересов Азербайджана в Европе.
Сначала о том, кем является 59-летняя Рашида Дати в мире французской политики. Во-первых, она, сделавшая невероятную карьеру, несмотря на происхождение (дочь марокканского каменщика и алжирской домохозяйки, второй ребенок в семье из одиннадцати детей), — одна из верных «соратниц» экс-президента Саркози, которому обязана своим восхождением и при котором была назначена министром юстиции (в правительстве Франсуа Фийона, 2007–2009).
В последние семнадцать лет она также занимает пост мэра буржуазного VII округа Парижа — где, к слову, при ее содействии, в шаге от Эйфелевой башни построили «Российский духовно-культурный православный центр». В январе 2024-го была назначена министром культуры Франции — и остается на этом посту, несмотря на то что за это время сменилось три состава правительства. В нынешнем кабмине есть всего один человек, который сохраняет пост дольше, — министр вооруженных сил Себастьян Лекорню. Наконец, представительница правой партии «Республиканцы» Рашида Дати не скрывает своего намерения завоевать в следующем году Париж, став по итогам муниципальных выборов мэром всего города, который четверть века беспрерывно управляется социалистами.
Что касается «дела Renault», уже несколько лет госпожу Дати сопровождают коррупционные скандалы в прессе. Первый из них обрел теперь конкретные юридические очертания. 22 июля Пьер Гринснир и Мари-Катрин Идиар, следственные судьи Национальной финансовой прокуратуры (PNF), по итогам расследования, начатого в 2019 г., передали в уголовный суд Парижа дело против Рашиды Дати и Карлоса Гона*. В своем постановлении следователи заявили, что Дати должна предстать перед судом за «пассивную коррупцию и торговлю влиянием лицом, наделенным общественным избирательным мандатом…
По утверждению следствия, Дати получила в 2010–2012 годах 900 тысяч евро в рамках соглашения об оказании консультационных услуг, подписанного с RNBV — нидерландской дочерней структурой альянса Renault-Nissan. Однако, как утверждается, она фактически не выполняла упомянутой в соглашении работы, а за формулировкой о консультационных услугах могли скрываться действия Дати как евродепутата (2009–2019) по лоббированию интересов Renault-Nissan в Европарламенте. А такая деятельность категорически запрещена. Госпожа Дати, к слову, принесла присягу адвоката уже после того, как подписала с компанией соглашение об оплате «оказания помощи в юридических и регуляторных аспектах определения политики международной экспансии группы, в частности в странах Ближнего Востока и Магриба».
Прокуратура пришла к выводу, что это соглашение «является юридическим прикрытием, под которым был скрыт коррупционный пакт между Карлосом Гоном и Рашидой Дати». А вознаграждение размером почти миллион евро является «непропорциональным и неоправданным». При этом «единственные данные», подтверждающие «консультационные услуги», «являются свидетельскими и исходят от лиц, затронутых расследованием и (поэтому) заинтересованных» в их предоставлении, — подчеркивается в обвинительном заключении. «Для меня Рашида Дати была активом для Renault в его деятельности по продвижению брендов и деловой дипломатии в Марокко, Алжире, Турции, Иране».
«Стремление г-жи Дати использовать свои возможности влияния в интересах г-на Гона и Renault-Nissan BV (за гонорары) неизбежно ставило ее в ситуацию конфликта интересов с ее обязанностями депутата…