Совет Федерации оперативно принял скандальный законопроект о штрафах за поиск в интернете «заведомо экстремистского» контента на заседании в пятницу. Поддержали закон 164 человека, противников не оказалось вовсе, а воздержался один присутствовавший сенатор.
Телеграм-канал Faridaily, следивший за прохождением скандального законопроекта в палатах парламента, обратил внимание, что во время недолгого обсуждения только сенатор Людмила Нарусова раскритиковала закон — за то, что тот был внесен «тихой сапой», а также за то, что в нем оказались «свалены в кучу» поправки к разным сферам деятельности.
Нарусовой ответил сенатор-юрист Андрей Клишас. Он обратил внимание, что по административным делам оперативные мероприятия в России не проводятся. «Никто не будет останавливать людей и проверять их телефоны», — уверял Клишас, имея в виду людей, не подозреваемых в уголовных преступлениях.
Однако сенаторы все же потребовали от Генеральной прокуратуры установить контроль за тем, как будет работать новый закон и как его будут применять на практике правоохранительные органы.
Законопроект был скрытно внесен в Государственную думу — сразу ко второму чтению и как поправки в закон о деятельности экспедиторов. Однако правозащитники и юристы обратили внимание на то, что предлагаемый механизм под видом борьбы с экстремизмом прямо угрожал массовым нарушениям прав россиян на их частную жизнь.
Из-за шумихи в СМИ депутаты, приняв закон во втором чтении, третье перенесли на неделю. За это время в СМИ выступили несколько «говорящих голов», рассказавших, что цель предлагаемых поправок в том, чтобы, не блокируя целиком крупные западные платформы, купировать распространение экстремистских материалов из госреестра «точечно» и якобы против тех, кто «уже на карандаше» у силовиков.
В третьем чтении закон приняли без изменений. Во время совещания с министрами президент Владимир Путин отдельно запросил справку о будущей работе закона у министра связи Максута Шадаева. Тот заявил, что силовикам придется доказывать преступный умысел при разбирательствах в судах. «Если пользователь не знал о том, что это материал экстремистский, никакой ответственности применяться не будет», — заявил министр.
Кремль, что случается редко, опубликовал его ответ на своих ресурсах. Чтобы закон вступил в силу, осталось поставить на нем подпись Путина.