Протестующие в Киеве выступили против контроверзного закона, лишившего антикоррупционные агентства Украины независимости. 22 июля 2025 года.
Украина столкнулась с политическим кризисом в условиях войны. 22 июля президент Владимир Зеленский лишил главные антикоррупционные агентства страны их независимости, передав национальное антикоррупционное бюро (NABU) и Специализированное антикоррупционное прокуратуру (SAPO) под контроль Генеральной прокуратуры, которую назначает сам президент. Этот шаг стал поводом для первых крупных протестов в Украине с момента вторжения России в 2022 году и вызвал острую критику со стороны западных партнеров. Всего через два дня Зеленский отступил, обещая восстановить автономию агентств.
Для лучшего понимания причин кризиса и способов его разрешения Meduza обратилась к политическому журналисту, источнику, близкому к офису Зеленского, и известному социологу.
«Это новое поколение»
Украинский журналист с опытом отслеживания внутренней политики, принявший участие в недавних протестах:
Это самые масштабные протесты с момента вступления Владимира Зеленского в должность. Я не помню ничего подобного. Демонстрации проходили в каждом крупном городе Украины – в Киеве, Чернигове, Харькове, Днепре, Львове, Ужгороде и др. В среду прошли митинги в каждой областной столице. То, что NABU и SAPO стали триггером, не удивительно. Некоторые опросы показывают, что коррупция в Украине воспринимается практически как проблема еще более серьезная, чем война. Я считаю, что правительство недооценило, насколько этот вопрос действительно чувствителен.
Одновременно опросы также показывают отсутствие доверия к самим NABU и SAPO, как и к любому другому правоохранительному органу. Шестьдесят два процента украинцев не доверяют NABU. Возможно, чиновники из офиса Зеленского полагали, что при таких низких уровнях доверия никто не выйдет на улицы, чтобы защитить их.
Это в основном аргументы чиновников и законодателей, которые поддержали закон. Они утверждают, что сделали все для улучшения NABU, именно потому, что оно как есть не вызывает доверия. Но украинцы болезненно ощущают, что проблема коррупции не решается, и принятие этого закона стало последней каплей. В том, что Зеленский оправдывал закон указаниями на предполагаемое влияние России в антикоррупционные агентства, в этом есть некоторая логика. Никто разумный не отрицал бы, что российские агенты могут проникнуть в любое учреждение, включая NABU. Но если это была настоящая тревога, почему бы не начать с окружения самого президента? Или хотя бы с парламента, где еще работают остатки OPZZh [бывшая пророссийская партия Оппозиция Платформа – За жизнь], люди, которые буквально ездили в Россию. Возможно, стоит начать с этого, прежде чем обратиться к NABU. Конечно, в NABU тоже могли бы быть российские агенты. Но вы не распускаете всё агентство каждый раз, когда вы ищете их где-то.
Киев. 23 июля 2025 г.
Протестующий в Киеве держит картонный плакат с надписью «Под Януковичем не было лучше». 23 июля 2025 г.
Протестующие у здания Президентской администрации в Киеве. 22 июля 2025 г.
В этом случае власть не только атаковала какие-то предположительно ненужные агентства. SAPO и NABU были созданы в связи с условиями интеграции Украины с Евросоюзом. В общем, это рассматривается как попытка демонтировать то, за что стояла Майданная [Революция] – борьба с коррупцией была одним из ключевых требований протестующих, и эти антикоррупционные органы были созданы непосредственно в ответ на это требование. Да, у них есть проблемы, и они не работают так быстро, как многие бы хотели, но они все еще являются лучшим, что было создано в системе правоохранительных органов Украины за последнее десятилетие. Поэтому принятие этого закона было воспринято как удар правительства по чему-то священному…