В российском классе до церемонии по завершению учебного года. Сочи, Россия, 24 мая 2025 года.
Новые инструкции, выданные российским учителям, говорят им следить ближе за иностранными учениками — от слов, которые они используют в классе, до посещаемых ими веб-сайтов — с целью выявления потенциальных “преступных тенденций”. Инструкции, разработанные региональными министерствами образования, обращают внимание на частые политические и религиозные дискуссии, а также на пренебрежительное отношение к “русским ценностям” и государственным символам как потенциальные предупредительные сигналы. Давайте ближе рассмотрим, что они требуют.
Российским школьным учителям поручено следить за тем, что говорят иностранные ученики в классе, обращая внимание на признаки возможных “преступных тенденций”. По сообщению газеты “Ведомости”, это содержится в руководящих документах, опубликованных на веб-сайтах министерств образования Республики Башкортостан и Свердловской и Смоленской областей России.
Документы инструктируют учителей обращать внимание на фразы в письменных работах учеников, которые могут указывать на пренебрежительное отношение к исторической памяти, традиционным русским ценностям или государственным символам. Они также призывают педагогов отмечать, как иностранные ученики реагируют на “Важные Беседы”, “патриотические” уроки России, введенные после начала полномасштабной войны против Украины.
Учителям также советуется обратить внимание, если ученики начинают чаще говорить о политических, социальных или религиозных темах – особенно если они выражают “экстремистские взгляды” или проявляют “признаки нетерпимости”. Интерес к веб-сайтам, содержащим “шокирующий контент” или “разрушительную информацию”, также отмечается как проблема.
Для получения того, что инструкции называют “объективной картины”, учителям советуется проводить анонимные опросы и беседы с учениками в неформальной обстановке. Для “предотвращения противоправных действий” школам говорят, что они могут организовывать “общие мероприятия”, направленные на внушение “духовных и моральных ценностей России”, обучение основам закона, пропаганду социального этикета и акцентирование национальных приоритетов и исторической памяти.
Отрицание образования, еще одно лишение прав. Новый закон России запрещает детям мигрантов посещать школу, если они не знают языка — но не предлагает им способа его изучить.
Всеволод Луховицкий, сопредседатель профсоюза учителей “Учитель”, заявил газете “Ведомости”, что школы могут сами решать, принимать ли эти рекомендации. Он считает, что формулировка здесь проблематична. “Зачем нам намеренно подготавливать учителей к тому, что именно дети иностранных граждан будут втянуты в противоправные разговоры?” – сказал он.
Семейный психолог Анастасия Котельникова считает, что единоразовые сборы о ценностях и законе редко меняют поведение. “Ценности не должны быть лекцией – они должны быть окружающей средой”, – сказала она. “Через правила, развитие навыков, совместные мероприятия и последовательную, предсказуемую дисциплину”.
Министерство образования заявило, что инструкции разработаны совместно с Министерством внутренних дел и Министерством науки и высшего образования, с участием сотрудников Московского государственного университета психологии и образования.
12 августа депутаты Государственной думы представили законопроект, который обязал бы иностранных учеников в российских общеобразовательных школах оплачивать обучение. Авторы законопроекта аргументировали, что количество “детей мигрантов” в российских школах возросло, что привело к перегруженности, увеличению нагрузки на учителей и необходимости повышения их зарплаты. Ранее в этом месяце Александр Реут, директор отдела государственной политики в целом и дошкольного образования Министерства образования, заявил, что идея взимания платы за обучение иностранных учеников нарушила бы Конституцию России.