Не свои. Если тебе не удается достичь равенства в богатстве, гораздо приятнее ощущать равенство в бедности.

В Курске. Фото: Алексей Душутин / «Новая газета».

Специальный корреспондент из «Новой газеты» Татьяна Васильчук посетила Курскую область, где встретилась с беженцами из Суджи, присутствовала на нашем четверговом стриме. Слушая и читая о происходящем, я понял, что «я не могу молчать». И все же, проблема в нас самих. Какая именно? Практически в любой области жизни. Когда ты слышишь истории о холодности чиновников, формализме судей, которые относятся к судьбе жителей Суджи, потерявших все свое имущество, ты уже не удивляешься. Но где мы видим в нашем государстве душевность у чиновников и сострадание у судей? Мы, как будто, привыкли отчуждать себя от государства. Чиновники, депутаты, силовики — они не наше «мы». Мы считаем себя добрыми, сердечными, чуткими. То есть, мы придаем большое значение традиционным ценностям, отзывчивости, которые, по нашему мнению, являются частью нашего характера.

В материале Татьяны есть несколько таких заметок: «…местные в Курске кричат: “Да вам по 65 тысяч рублей ежемесячно платят! Как вам везет!”. Она беседовала с многодетной семьей беженцев, Момотковых, которые усыновили 11 детей в дополнение к своему ребенку. Хотя для семьи все дети — свои. Они живут в разрушенном доме у родственников, где четверо детей. Они привели дом в порядок, ухаживают за домашним хозяйством и перестали просить гуманитарную помощь после того, как сотрудник пункта раздачи гуманитарной помощи оскорбил их, сказав: “Как же вы меня ***!”. “Вы твари. Вы хохлы”, — добавляет Володя, один из героев истории. В Курске я не раз слышал подобные высказывания, которыми называют суджан.
— Чем же куряне отличаются от вас? — спрашивает Татьяна.
— У нас другая речь, — отвечает Лена. — У каждого из нас в Украине есть родственники. Сын, отец, мать. Они говорят, что Курск начал попадать под обстрелы из-за нас, из-за того, что мы к ним приехали. А некоторые даже считали, что Суджа — это Украина. Расстояние всего 100 километров. И уже чужие”.

Подобные ситуации я слышал и раньше, когда в Курске никому не было важно, что происходило в Судже, которая тогда была под оккупацией. Потому что это не их проблема, это далеко. 100 километров.

Внутри страны часто возникает соперничество, зависть, даже вражда между жителями различных регионов по многим местным особенностям и историческим событиям. Но чтобы жители одного региона относились пренебрежительно к тем, кто живет всего полутора часах на машине от них! Завидовать 65 тысячам рублей в месяц — и я вспомнил слова экономиста Игоря Качалова на НТВ, что медианная зарплата в России составляет именно эти 65 тысяч, что это не мало, а даже много! По данным Всемирного банка, на которые ссылается Качалов, в России ты можешь купить в три с половиной раза больше товаров и услуг за ту же сумму, чем в Америке. Так что наши 65 тысяч — это как 2700 долларов. И это уже ого-го! Но не стоит забывать, что у нас рубли, а в Штатах — доллары. В России сумма в 2700 долларов и в Америке — это разные вещи, там это около того, что безработным выплачивают в качестве пособия.

Но это второстепенные детали, которые не меняют сути. Я вспомнил об этом, потому что 65 тысяч рублей, которые получают суджане, вызвали зависть и неприязнь у остальных. Получается, что люди, потерявшие все, живущие в хибарах, которые восстанавливают свои дома своими руками, считаются счастливчиками и богачами. Мне вспомнились истории из прошлого. Когда в 2010 году были страшные пожары, торфяной дым окутал значительную часть Центральной России, жара достигала невиданных высот. Тогда сгорели сотни домов, 127 населенных пунктов полностью или частично уничтожены, погибли 53 человека. Власти плохо проявили себя тогда, но пострадавшие все-таки получали помощь, пострадавшие районы восстанавливали, предоставляли новое жилье. Но у людей, потерявших близких, дома, тоже появилась зависть. Им помогли финансово! Им построили новый дом! А нам не помогли, а нам не построили! Были даже подозрения, что кто-то специально поджигал, ожидая от государства денег и жилья. На сегодняшний день люди умирают из-за заражения СВО. Родственники получают деньги, “гробовые выплаты”. Миллионы рублей, что для большинства соседей — сказочное богатство. Тут не до соболезнований и добрых слов. Люди не видят горе других — люди видят деньги других. Они не бросают своих, но и не всех считают своими.

Среди многих народных мудростей попалась и история о соседе и его корове, которая умерла. Гибель коровы соседа приводит к радости, забывая о своих проблемах. Если нет равенства в благосостоянии, гораздо легче находить равенство в бедности. Это не новость. Просто жизнь постоянно предоставляет нам новые примеры и заставляет нас вспоминать.

Производителя напитка “Мистер Сидр”, в результате отравления которим погибли 50 человек, приговорили к девяти годам тюрьмы.

Прокуратура требует национализировать активы Санкт-Петербургского гуманитарного университета профсоюзов.