Три месяца после освобождения из тюрьмы белорусский оппозиционер Сергей Цихановский столкнулся с критикой из-за того, что многие пользователи считают его поведение по отношению к его жене, лидеру оппозиции Светлане Цихановской, уничижительным и контролирующим. Неделей ранее в прямом эфире он давил на Светлану отменить запланированное интервью на CNN, утверждая, что это будет контрапродуктивным, потому что это не предпочитаемый канал Дональда Трампа. Издание Meduza разбирает скандал.
Сергей Цихановский, белорусский оппозиционер, получил критику после публичного давления на свою жену, лидера оппозиции Светлану Цихановскую, чтобы не участвовать в интервью на CNN, во время прямого эфира в Нью-Йорке. Сергей был освобожден из белорусской тюрьмы в июне после более чем пяти лет заключения в рамках сделки между Минском и Вашингтоном. Он был арестован в марте 2020 года, собирая подписи для предвыборной кампании своей жены. Впоследствии Светлана выдвинулась против президента Александра Лукашенко. Независимые наблюдатели говорили, что она победила, но официальные результаты объявили Лукашенко победителем, что привело к месяцам протестов, встреченных жесткими мерами. Позднее она бежала из Беларуси и с тех пор возглавляла оппозицию из-за рубежа.
По окончании прямого эфира 24 сентября пара встретилась с белорусами в Нью-Йорке и транслировала событие на канале Country for Life на YouTube, где Сергей впервые набрал аудиторию в 2019 году. По данным белорусского издания Plan B Media, Светлана провела первую часть дня в штаб-квартире ООН, где встретилась с президентами Чехии, Финляндии, Португалии и Австрии, а также с представителями США, ЕС и многих других стран.
Через двадцать пять минут после начала прямого эфира команда Светланы сказала ей, что пора идти на интервью на CNN. Сергей решительно возражал, утверждая, что им обоим следует общаться с местными белорусами в течение часа, как они и планировали, а не обрывать событие ради интервью:
“Это не тот канал, с которым нам следует разговаривать. Это не Fox News. Fox News – это канал, на котором смотрит Дональд Трамп, и он был бы рад видеть г-жу Цихановскую на Fox News и отпустить наших парней. Но если он увидит ее на CNN, я думаю, это приведет к противоположному эффекту. И кроме того, мы уже давно планировали эту встречу. Это не смотрится хорошо, не кажется правильным, что мы бросаем белорусов здесь и убегаем на CNN, друзья мои. Это мое мнение.”
Он добавил: “Все это делается гражданином Франаком”, указывая на советника Светланы Франака Вячорка. Во время настойчивости ее мужа Светлана оставалась спокойной. Она в конце концов сказала своей команде отменить интервью на CNN, хотя Сергей продолжал говорить об этом до конца прямого эфира.
Поведение Сергея быстро вызвало онлайн-реакцию. В четверг, после прямого эфира, бывший политзаключенный опубликовал открытое письмо, где затронул этот скандал (хотя не извинился). “Моя грубость вчера проявилась в меньшей степени в моих мыслях, чем в моем тоне. Я знаю, что это моя вина. Тот же прямолинейный тон был моим основным политическим инструментом в 2020 году. Тот факт, что я страдаю от недостатка сна, беспокойство и напряженности, не оправдывает моего поведения вчера в Нью-Йорке. Я был раздражен от того, что используют меня. Используют как маскот.” Он также отметил, что он часто не согласен с командой Светланы. “Это проблема”, – сказал он. “Я понимаю, что мне нужно решить это с минимальными потерями для нашего общего дела.”
В статье для DW белорусский журналист Саша Романова отметила, что белорусское гражданское общество разделилось, с некоторыми зрителями, видящими инцидент как публичное унижение политиком своей жены, а другие считают его защитой обычных белорусов. “Восхищение Цихановского Трампом не случайно”, – написала Романова. “Цихановский нравится ему не только потому, что он обязан своей свободой Трампу. Он также восхищается ‘новой искренностью’ Трампа, в которой можно связываться с политикой и все равно писать на социальные медиа все, что приходит в голову. Эта тактика напоминает его собственную.”
Хотя она предостерегла от толкования инцидента как признака того, что брак Сергея и Светланы обречен, Романова представила спор как результат изменения обстоятельств и ролей двух оппозиционных деятелей с момента ареста Сергея. “У одного из них есть стратегия, цель и команда, а у другого есть только его собственный талант и очевидное желание продать себя алгоритму YouTube как блогер. Такова была его жизнь до 2020 года, и он хочет вернуть эту жизнь. Но Светлана уже пять лет живет другой жизнью, и ее цель – удержать Беларусь на глобальной политической повестке дня. Могут ли одна из этих целей причинить вред другой? Теоретически, да.”