Пятнадцать лет назад российский фотограф Александр Гронский выпустил серию фотографий “Пастораль”, снятую на окраинах Москвы, изображающую хрупкую границу между постоянно растущим городом и окружающей его природой. С тех пор площадь российской столицы увеличилась более чем в два раза, а население увеличилось почти на 2 миллиона человек. Вернувшись, чтобы запечатлеть новые окраины Москвы спустя десять с половиной лет, Гронский рассказал журналистам из независимой кооперативной группы “Берег” о том, что он там обнаружил.
—
— Каковы были ваши впечатления сейчас и 15 лет назад, когда вы работали над серией “Пастораль”, гуляя по окраинам Москвы?
— Окраины изменились драматически, конечно. Тогда даже за МКАДом, удивительно близко к центру города, можно было наткнуться на все возможные уголки совершенно другой жизни. Повернешь за угол, свернешь на маленькую тропинку, и внезапно оказываешься в совершенно ином мире — почти как в джунглях, заросших и диковинных. Подростки устраивали там свои места, бездомные строили укрытия. В Раменках буквально был лагерь цыган.
Исследуя окраины, можно было натолкнуться на совершенно разные ландшафты. Иногда ты как будто натыкался на старинные поселения: вот огонь, камни, куски пищи. Это чувствовалось более тревожно, чем сейчас, но и более загадочно.
—
Московский район Переделкино Ближнее в подмосковье. Май 2023 года.
—
— Интересно, что вы упомянули безопасность. Потому что, если говорить о более крупном масштабе, трудно сказать, что Москва — или где-либо другде в России, действительно стала безопаснее в целом.
— Конечно. Мы должны понимать, что это чувство безопасности имеет свою цену. Я имею в виду, что если читать любые из тех каналов в Telegram о городских новостях и местных инцидентах, истории часто выглядят так: кто-то оставляет сумку на скамейке, кто-то другой ее поднимает, но его сразу задерживают, а сумку возвращают. Или украденный велосипед быстро находят. Такие истории, вероятно, вы не увидели бы в Европе.
Чтобы это стало возможным, город должен быть насыщен видеокамерами с распознаванием лиц повсюду и так далее. С точки зрения повседневного комфорта это невероятно удобно. Но ты постоянно чувствуешь, что тебя наблюдают. В парках есть камеры, даже глубоко в Битцевском парке. И везде есть фонари.
—
С тем, что происходит, происходит жертвоприношение: базовый комфорт и чувство безопасности в обмен на некую форму крайнего дискомфорта и крайний недостаток реальной свободы или безопасности.
Коммунарка в Новом московском пригороде. Октябрь 2025 года.
—