Не убирайте мусор из комнаты. ИТ-новости в России: Алиса в ухе, прослушка в банке и Телега, которая не Телеграм, а наоборот.

Фото: Игорь Иванко / Коммерсантъ.

При всей своей унылости, новостная повестка не перестает удивлять. С одной стороны, помощник Алиса грозится поселиться прямо в ушной раковине, чтобы слушать вас было еще удобнее, с другой, несмотря на, казалось бы, официальные блокировки, беспрепятственно работают звонки в альтернативном клиенте для Telegram, а с третьей, как выясняется, российский банковский сектор – все еще островок свободы, если посмотреть внимательно. Но начнем с конца, т.е. с банков.

Когда в Сети появилась новость, что ФСБ требует от банков установить СОРМ – систему оперативно-разыскных мероприятий, возник логичный вопрос: где вы были эти 8 лет? СОРМ – на нынешнем фоне изобретение древнее. В его первой ипостаси (СОРМ-1) – это банальная прослушка телефонных переговоров, существует лет 30 уже.

СОРМ-2 – первый вариант тех самых ТСПУ у провайдеров. Информация о сетевом трафике передается напрямую в ФСБ, сами провайдеры только оплачивают интеграцию – никаких доступов к железке не имеют и знать не знают, чем интересуется товарищ майор. Ну а СОРМ-3 – это уже мощный программно-аппаратный комплекс с функциями накопления и анализа данных. Если совсем просто – СОРМ – совокупность технологий.

Внутри – разные программы и железки, выпускаемые разными производителями. Главная точка размещения СОРМ – операторы. Провайдеры или сотовые. Именно там большая концентрация коммуникаций. Из относительных нововведений – так называемые ОРИ – организаторы распространения информации. Типа мессенджеры, часть из которых безропотно присягнула режиму и установила соответствующее оборудование. Как условные “Одноклассники”.

Но тут, как выяснилось, банки – где тоже вполне идет бурная переписка в духе “Скинь мне 100 рублей, срочно” – были вне действия этой системы. “То, что банковские приложения – это тоже мессенджеры, не заметил только слепой, и случилось это уже не год и не два назад. Удивительно, как такая очевидная дыра существовала без присмотра.

Однако и в наше циничное время чудеса случаются, и судя по тому, что письма пришли недавно, установка оборудования потребует времени – еще какой-то период общаться можно относительно безопасно. Но на всякий случай – не стоит этого делать.

Даже без СОРМ банки обязаны хранить и выдавать по запросу все данные, включая переписку чата. Пакет Яровой никто не отменял. Наличие каких-то всем видных лакун, которые по странным причинам продолжают существовать, продолжает удивлять. Как сам факт появления мессенджера “Телега”, от создателей компании, которая разрабатывала всякие технологии для “ВК”, а позже была им куплена.

Заявляется и активно рекламируется в Telegram – натуральное чудо: никаких ограничений на звонки. Это в наше-то нелегкое время. И никто даже не думает блокировать. Как такое возможно?

Фото: Ирина Бужор / Коммерсантъ.

А ларчик просто открывался: для голосовой связи используются не серверы Telegram, которые вроде как неподконтрольны российским спецслужбам. А серверы VK и “Одноклассников” – звонки проходят через их внутреннюю систему, а значит, как на ладони видны кому надо. Создатели вовсю открещиваются от какой-либо аффилированности с сервисом, говорят, что просто используют то, что хорошо знают.

И возможно, это даже правда. Но проблему не решает. Даже усугубляет. Учитывая, что все без исключения российские сервисы скомпрометированы, использовать сторонний клиент для Telegram, каким по факту является “Телега”, – мягко говоря, небезопасно.

Вероятность того, что ваши и без того не очень защищенные данные будут сливаться, очень велика. И тут даже не важно, что говорят сами разработчики. Их просто спрашивать никто не будет. В конце концов, есть тот самый СОРМ, и уже не важно, под каким он там порядковым номером.

Так что как бы ни хотелось вернуть себе звонки – надо десять раз взвесить. Стоит ли овчинка выделки? То же касается и Алисы. “Яндекс” презентовал новую версию, которая еще глубже интегрирована в сервисы компании, и анонсировал “носимые устройства”, которыми скорее всего станут наушники.

В целом ничего такого – все остальные двигаются примерно в эту же сторону. Но тут, извините, не все так однозначно. Вот с одной стороны, есть какое-то колхозное убеждение – что свое нельзя ругать и всем отечественным производством надо обязательно гордиться.

А с другой, как забыть передел “Яндекса”? Забыть, что от компании в данном случае осталось одно название? Что теперь это полностью подконтрольный государству проект, обеими ногами состоящий на Лубянке. Одна непосредственно в печально известном здании, другая напротив, там, где администрация президента. Конечно, это упрощение, больше метафора. Но все же.

Потестировать новую модель можно в браузере – alice.yandex.ru, также она встроилась непосредственно в “Яндекс.Браузер” и другие приложения компании. Если сказать Алисе “придумай” – она будет эффективнее использовать искусственный интеллект.

Так что в теории это может быть полезно для генерации изображений. И ведь не скажешь, что плохой продукт – языковые модели компании растут, развиваются и обрастают новыми функциями. Обещают и ИИ-агентов, которые самостоятельно выполняют те или иные задачи, но для этого надо записаться в лист ожидания.

То, что в “большом мире” все равно все круче и интереснее, – лучше не вспоминать. Главное достоинство Алисы – интеграция, адаптация и гарантированная доступность без всяких там заграничных телефонных номеров и пластиковых карт.

Что для массового пользователя более чем актуально. А про историю компании, постоянную цензуру, подчинение сомнительным российским законам простой пользователь не вспомнит. Главное во всех этих новостях – не конкретные события, а их шизофреничность относительно окружающего пространства.

С одной стороны – под всякими предлогами заблокированы звонки в популярных мессенджерах, при этом с другой – пока еще не очень популярный, но все же абсолютно беспрепятственно распространяется и открыто рекламирует формально запрещенный функционал.

Так и с банками: вроде как все средства коммуникации должны быть под полным контролем. И тут выясняется, что, казалось бы, очевидная фича, мессенджер внутри банковского приложения, как минимум формально все это время оставался без контроля спецслужб.

Хотя, казалось бы, на фоне бесконечных уголовных дел о сомнительных платежах именно это надо было регулировать в первую очередь. А уж с Алисой вообще все сложно. Гордость за успехи местных разработчиков должна быть, и грусть от позора, через который прошла компания, когда-то бывшая предметом гордости.

А уж посмотришь на достижения западных коллег и понимаешь: если бы не протекционизм – у местных ИИ шансов вообще было бы не так много. И, конечно, душок, который теперь исходит от российских сервисов, внушающий страх даже при вполне себе безобидном использовании, окончательно портит картину.

И если отвлечься от квасного патриотизма, мол, надо же “своих” поддерживать, а разумно подойти к собственной жизни, то, конечно, лучший выход – по возможности ничем местным не пользоваться, но это – уже из области научной фантастики.

Как ни крути, у того же “Яндекса”, что бы он собой ни представлял сегодня, еще долгие годы будет преимущество, связанное со знанием местного рынка. Дальше – все будет так же, только чуть хуже.

Очередные дыры, которые по недосмотру оказались без присмотра соседей “Детского мира”, очередные инновации от тех талантов, кто сидит в шарашках при невозможности покинуть страну или при отсутствии каких-то взглядов, определяющих, где добро или зло. И продукты типа “Телеги”, которые на выжженном поле будут более чем официально предлагать запрещенные услуги.

Главное – не сойти с ума. Но это оставим для других новостей.

Небеса и ад начинаются здесь. Проповедь Валериана Дунина-Барковского о сострадании.

9-метровый памятник Ивану Грозному был установлен ночью в центре Вологды. Фотографии.