Аналитики Meduza объясняют, как предполагается, что временные блокировки SIM-карт в России должны остановить дроны – и почему это не сработает.

С 10 ноября Россия проводит эксперимент, который называет «охлаждением» SIM-карт — временно отключая доступ к мобильному интернету для карт, которые либо подключались к иностранным сетям в роуминге, либо были неактивными более 72 часов. SIM-карты, возвращающиеся из-за рубежа, автоматически отключаются на 24 часа, хотя пользователи в теории могут восстановить услуги раньше, выполнив CAPTCHA. Официально мера призвана предотвратить украинские беспилотники, оснащенные LTE модемами, подключаться к российским мобильным сетям во время атак. Однако на практике это становится большим неудобством для путешественников, жителей пограничных регионов и даже иностранных посетителей, чьи SIM-карты тоже «охлаждаются». Однако, действительно ли эта система улучшает безопасность на практике, это открытый вопрос. На первый взгляд это кажется правдоподобным — не случайно Украина обсуждает подобный подход. В реальности же польза ограничена, и этот новый уровень защиты легко обходится. Meduza объясняет, как беспилотники используют мобильные сети во время атак и может ли «охлаждение» что-то сделать, чтобы остановить их.

Первое, краткое объяснение того, что такое новый механизм «охлаждения».
Министерство цифрового развития России начало тестировать новую политику, в рамках которой мобильные операторы обязаны блокировать доступ в интернет для SIM-карт, которые недавно подключались к иностранным сетям в роуминге, а также для карт, которые были неактивными более 72 часов.
Во время блокировки пользователи все еще могут получить доступ к веб-сайтам из списка официально утвержденных сайтов— включая портал государственных услуг Госуслуги, российские социальные сети и поисковики.
Пользователь может снять блокировку, выполнив CAPTCHA по ссылке, отправленной своим мобильным оператором. В настоящее время система не работает со всеми операторами, и, естественно, метод CAPTCHA недоступен на устройствах без совместимого интерфейса. Цель меры – полностью предотвратить подключение SIM-карт, установленных в украинские беспилотники, к российским мобильным сетям.
Другие ограничения служат той же цели, и некоторые из них даже более раздражительны для граждан. Эти ограничения включают запрет на передачу SIM-карт другим людям и бесконечное отключение мобильного интернета в определенных районах. Очевидно, что если бы «охлаждение» было единственным — но эффективным — способом противодействия беспилотникам, это был бы гораздо лучший альтернатива полному отключению.

Никакого сигнала, никакой SIM-карты. План России по остановке беспилотников лишает туристов мобильного интернета.

Так как украинские беспилотники фактически подключаются к российским мобильным сетям?
Важно отметить, что большинство военных беспилотников, летающих над Украиной, Россией и линией фронта между двумя армиями, вовсе не используют мобильную связь.
Почти все беспилотники на поле боя управляются прямо операторами через двустороннее радио или, в некоторых случаях, оптоволоконный кабель. Тем не менее, в последние месяцы беспилотники, оснащенные LTE-модемами, все чаще появляются в тыловых районах обеих армий — главным образом над украинской территорией.
Дальнемагистральные беспилотники, используемые для ударов глубоко внутри Украины и России, обычно полагаются на стандартный комплект навигации, который включает инерциальную систему — которая не подвержена электронной борьбе, но постепенно накапливает внутренние ошибки — и спутниковую навигационную систему, которая помогает корректировать эти ошибки. Однако последняя крайне уязвима для воздействия: слабые сигналы от спутниковой навигации могут быть помехами или заменены фальшивыми. Цель таких электронных контрмер – снизить точность вражеских беспилотников, ракет и управляемых бомб до того уровня, когда они больше не могут эффективно поражать свои цели.

Основная защита от помех и «подмены» — то есть, фальсификации сигналов — заключается в повышении сложности антенны приемника. Например, российские беспилотники Шахед/Геран оснащены комплексными навигационными системами, включающими более 10 приемников сигналов от спутников. Данные с этих приемников обрабатываются бортовым компьютером, способным сравнивать и фильтровать ложные сигналы.
Обе стороны регулярно жалуются, что точность их беспилотников, ракет и бомб — включая западные модели — внезапно может снижаться в определенных районах из-за вмешательства противника. Но эти проблемы часто решаются через относительно простые обновления аппаратных и программных средств.

В теории подключение к мобильным сетям могло бы помочь преодолеть эти проблемы, поскольку гражданские устройства, такие как смартфоны, часто полагаются на сигналы башен для навигации. Но мобильные сети — в отличие от спутников — могут быть полностью выключены, делая их ненадежными в боевых условиях. Поэтому обе стороны используют мобильное подключение лишь как дополнительный инструмент, и большинство дальнемагистральных беспилотников вообще обходятся без него.

Тем не менее обе стороны отмечают, что дальнемагистральные беспилотники, которые разбивались без взрыва, действительно имеют модемы мобильной связи — хотя такие находки в основном сообщаются украинскими экспертами, поскольку подобные данные с российской стороны вероятно скрываются военной цензурой. В этих модемах часто содержатся российские, украинские или даже иностранные SIM-карты.

Основная цель этих модемов — передавать телеметрические данные с беспилотника обратно к команде. В теории эта обратная связь может помочь планировщикам уточнить будущие удары, избегая областей с сильным спутниковым помехами или системами ПВО. Все эти зоны находятся далеко за пределами дальности радиосвязи.

В некоторых случаях обе стороны также используют мобильные модемы для передачи видео с бортовых камер. Но это также имеет свои проблемы: сигнал страдает от значительной задержки, делая его практически бесполезным для поражения подвижных целей. Единственный приемлемый вариант – удар по относительно неподвижным, но важным целям, которые время от времени движутся — например, военные самолеты, припаркованные на аэродромах, но способные перемещаться с места на место. В большинстве случаев, однако, дальнемагистральные беспилотники продолжают ударять по фиксированным целям с известными координатами, где реального видео в реальном времени не требуется.

Чаще всего камерно-оснащенные беспилотники — по крайней мере с российской стороны — используются для ударов и наблюдений в ближнем тылу. Например, беспилотники Шахед/Геран неоднократно атаковали железнодорожную инфраструктуру, включая поезда на станциях на передовой. Для таких атак явно требовалась идентификация цели в реальном времени. Планеры, используемые для атак на бронетехнику и другие ключевые цели в тыловых районах, иногда также оснащены мобильными модемами. Однако по-прежнему неясно, насколько эффективно замораживание SIM-карт, которые недавно подключались к сетям роуминга, может быть против них.

Наконец, LTE-модемы с SIM-картами могут сыграть роль в высокопрофильных — и военно болезненных — спецоперациях. В июне 2025 года украинская разведка использовала небольшие камикадзе-беспилотники, оснащенные мобильной связью, для нападения на дальнемагистральные и стратегические самолеты России на авиабазах глубоко внутри страны. Беспилотники управлялись операторами, находящимися на расстоянии тысяч километров, в Украине. Задержка в связи была преодолена с помощью ArduPilot, открытой автопилотной системы.

Российские спецслужбы боятся еще одного подобного нападения — и вероятно, все соответствующие органы, включая Минцифры, были поручено разработать противодействующие меры. Однако видно, что система «охлаждения» SIM-карт не решит проблему. Украинские операторы просто могут закупить десятки российских SIM-карт и «разморозить» их в соответствии с официальными правилами реактивации.

Украинские эксперты утверждают, что их военные научились блокировать SIM-карты на «лету» вражеских беспилотников. Точный механизм и эффективность такой технологии остаются неясными, но это может сработать путем направленного воздействия на SIM-карты, которые передвигаются между сотами на скорости нескольких сотен километров в час.

Значит ли это, что система “охлаждения” SIM-карт не поможет предотвратить атаки беспилотников?

Таково казалось бы. Новые меры могут усложнить планирование определенных операций, но не будут достаточными для того, чтобы полностью остановить украинские атаки беспилотников глубоко внутри России.

«Едящие своих»: Что последний скандал среди российских сторонников войны говорит о будущем З-блогосферы

Банка консервированного мяса и бесконечная несправедливость. Сталинизм – наша трагедия, ибо это событие влияет на общество и будет продолжать оказывать влияние, если мы не поборем ее.