В марте 2022 года украинская блогерша Марианна Вышемирская была сфотографирована журналистами Ассошиэйтед Пресс Мстиславом Черновым и Евгением Малолеткой, когда они документировали последствия российского удара по родильному дому в Мариуполе. Снимки фотографов с ней стали одними из самых широко распространенных и резонансных изображений атаки Москвы на город. Покинув Мариуполь, Вишемирская постепенно примкнула к кремлевской версии войны, наладила связи с влиятельными российскими политическими деятелями и стала ярым критиком украинского президента Владимира Зеленского. Журналисты из Novaya Gazeta Europe исследовали, как Вышемирская и другие блогеры из Мариуполя оказались заплетены в пропагандистские сети России.
Марианна Вышемирская (также известная под девичьей фамилией Подгурская) впервые привлекла внимание во время осады российской армии Мариуполя, когда она была показана в репортаже Ассошиэйтед Пресс о бомбардировке родильного дома в Мариуполе 9 марта 2022 года. Фотографии беременной с кровью на лице быстро распространились в социальных сетях и новостных ресурсах. На следующий день после атаки она родила девочку.
Атака по роддому унесла жизни трех человек и ранила 17. Российские пропагандисты, в свою очередь, настаивали, что атака никогда не произошла, утверждая, что все было постановкой Украиной и что Вышемирская является актрисой. Прокремлевские каналы в Telegram опубликовали интервью с ней как предполагаемое “доказательство” московской версии событий. Вышемирская выразила негодование тем, что ее фотографии были сделаны и использованы без ее согласия, но она не отрицала атаку на больницу, говоря только о том, что не знала, за какую сторону ответственность.
Перед полномасштабным вторжением России Вышемирская была блогером по красоте с более чем 80 000 подписчиками в Instagram. Сегодня ее аккаунт закрыт, и все посты удалены, сообщает Novaya Gazeta Europe. Покинув Мариуполь, она запустила канал в Telegram, на этот раз не о макияже, а о войне.
Там она описывала свое переезд в оккупированный Донецк и бомбардировку города, свои поездки обратно в Мариуполь, а также усилия Москвы по восстановлению там. Она обвиняла украинские власти в брождении обычных людей в “братоубийственную войну”. Она высказывала свое мнение о международных делах, продвигала каналы в Telegram, управляемые российскими пропагандистами, и даже отправляла дроны к российским войскам. Перед президентскими выборами в России 2024 года она публично поддержала Владимира Путина и впоследствии поздравила его с победой. Похоже, что она теперь живет в Москве.
По информации Novaya Gazeta Europe, Александр Торшин, бывший заместитель председателя Совета Федерации России и Центробанка России, сыграл ключевую роль в трансформации Вышемирской от блогера по красоте до политического комментатора. Торшин обрел международную известность в 2018 году, когда американские власти обвинили 29-летнюю российскую гражданку Марию Бутину в деятельности незарегистрированного иностранного агента в стране и приговорили ее к 18 месяцам тюремного заключения. После возвращения в Россию она стала депутатом Госдумы и выдающимся пропагандистом. Журналисты описали Торшина как ее покровителя во время пребывания в США, помогающего ей налаживать связи с американскими консерваторами и получать обновления о ее деятельности.
Вышемирская впервые упомянула Торшина на своем канале в Telegram осенью 2022 года, утверждая, что он отправил медикаменты нуждающимся в Донецке. Позже она открыто говорила о сотрудничестве с ним и даже поздравила его с днем рождения. Ее канал также часто упоминал фигуру по имени Олег Хуснуллин, которого она описывала то как представителя муфтия самопровозглашенной Луганской Народной Республики в Москве, то как советника главы Чувашской Республики и его представителя в Бердянске, и директора по связям с государственными органами строительной фирмы House Group.
Novaya Gazeta Europe не нашла следов личных данных в российских утечках о человеке по имени Олег Хуснуллин. Поскольку ни один телефон, автомобиль, или квартира к нему не были зарегистрированы, издание предполагает, что он мог использовать другие имена в прошлом и части его публичной биографии могут быть вымышлены.
Хуснуллин называл Торшина своим “другом и наставником” и называл Вышемирскую “коллегой по гуманитарным проектам”.
Novaya Gazeta Europe также получила информацию о доходах Вышемирской за последние три года и обнаружила, что она получала зарплату от House Group — где, как сообщается, Хуснуллин был директором по связям с государственными органами — а также от двух других компаний, за которые, как сообщается, Хуснуллин лоббировал в оккупированной Украине.
Вышемирская прекратила публикацию в социальных сетях в конце 2024 года. Ни она, ни Торшин, ни Хуснуллин не ответили на запросы Novaya Gazeta Europe о комментариях.
Вышемирская не единственная украинка, которая осталась в оккупированных территориях после 2022 года и начала усиленно распространять российскую пропаганду. 23-летняя Мария Чушикина ведет блог под названием Маша из Мариуполя, где она акцентирует внимание на российских усилиях по восстановлению, не упоминая о том, что именно Россия разрушила город изначально. Как отметил Novaya Gazeta Europe, ее видеоролики стали заметно профессиональнее в конце 2024 года, и ее аудитория выросла в десять раз. Она начала говорить, что производит видеоролики для медиа-проекта под названием Telega Online, который, как сообщил бывший сотрудник, контролируется и финансируется Институтом развития интернета (IRI), поддерживаемым государством.
Муж Марии Чушикиной, Иван Чушикин, был сторонником Украины перед полномасштабным вторжением России. Теперь он ведет канал в Telegram под названием “Сила в Правде – Мариуполь”, где он дразнит президента Зеленского.
Другие блогеры, восхваляющие жизнь в оккупированном Мариуполе, включают Анастасию Кожевникову, ранее путешественницу, которая сейчас снимает поездки в Крым; Игоря Коржова, который постоянно утверждает, что условия в городе улучшаются; и Василису Белякову, которая уехала в Германию после вторжения, но позже вернулась и теперь публикует видео, объясняя, почему Мариуполь “лучше Германии”. “Этот город был уничтожен в течение нескольких месяцев. Многие здесь потеряли своих детей, близких, соседей. Эта боль никогда не покинет город”, – сказала Белякова Novaya Gazeta Europe. “Конечно, многие люди критикуют меня, но другие понимают, что я вернулась домой. У меня нет другого дома”.
По просьбе Novaya Gazeta исследователь по дезинформации в American Sunlight Project Бенджамин Шульц проанализировал посты блогеров в Мариуполе и Донецке. Он обнаружил, что многие из них обсуждают одинаковые темы на практически одинаковом языке, что указывает на координацию. Novaya Gazeta Europe не обнаружила прямых доказательств финансирования со стороны государства. Однако выводы блогеров могут быть формированы в первую очередь через принуждение, считает бывший советник мэра Мариуполя Петро Андрющенко, который сейчас возглавляет НПО “Центр изучения оккупации”.
“Нет способа — и никогда не могло быть — чтобы блогер мог оставаться независимым без того, чтобы кто-то не появился в первый месяц его успеха и ‘объяснил правила’, так сказать”, – сказал Андрушенко.
Сергей Поляков, исследователь дезинформации в Университете Амстердама, который также изучал контент блогеров, считает, что их цель – помочь российским пропагандистам изображать Мариуполь лучше “под Россией”, чем “под Украиной”. “Это как в Москве времен Собянина – демонстрация стабильности и комфортной жизни среди страны в войне. Только представьте, что это построено на разрушенных бомбежкой жилых кварталах, где бывшие жители похоронены во дворах”, – сказал Поляков.