Такие преступления наглядно отражают дух времени и четко объясняют суть, которую современники стесняются окончательно сформулировать. Насмотревшийся телевизора пенсионер попытался задушить школьницу: та снимала себя на смартфон, а деду показалось, что она фотографирует военные объекты и передает координаты Украине. Девушку спасло чудо — прохожие. Приговор вынесен, апелляционная инстанция его утвердила. Он опубликован в открытом доступе, но, вероятно, прошел бы незамеченным, если бы на него не обратила внимание бурятская GAZETA-N1.RU.
Верховный суд Бурятии. Фото: соцсети.
«Как добросовестный гражданин» Итак, что следует из карточки дела и обнародованных документов. Место действия: Бурятия, поселок Онохой. А именно канава между столбами № 23/20 и 24/20, еще ее тут называют «земляной полосой», заросшей полевой травой, между автомобильной дорогой и тротуаром. Ширина полосы два с половиной метра. Время действия: июньский вечер, около десяти. На тот момент главный герой выпил дома с женой — по случаю получения в тот день пенсии — три бутылки вина (в первоначальных показаниях — «настойки на основе коньяка на черносливе»). Собственно, сам главный герой: Мясников Сергей Вадимович, 67 лет, ранее не судимый. Как сам себя аттестовал по ходу дела и его рассмотрения в суде: заслуженный пенсионер ВСЖД (Восточно-Сибирской железной дороги), офицер запаса (старший лейтенант), примерный семьянин, двое детей, семеро внуков, законов РФ никогда не нарушал, гипертония (у супруги тоже), сахарный диабет, теряется зрение. Одет на тот момент: черная майка с белыми полосами, синие шорты, черные резиновые тапки и, конечно, носки. В тон — черные. Пострадавшая: Лиза, 17 лет. Красные кеды, черные джинсы и черная кофта. По словам родителей, добрая, вежливая, честная и хорошая. В общении со старшими ведет себя уважительно, скромно, на нее никто никогда не жаловался.
Мясников, когда жена прилегла, выходит на улицу и видит идущую по тротуару девушку, снимающую себя на смартфон. Не мешкая, хватает ее за капюшон кофты и пытается удушить, жертва вырывается… Приговор подробно излагает приемы и методы, которыми еще крепкий старик убивает несовершеннолетнюю, впервые им увиденную.
Оттаскивает ее от тротуара на обочину: «Я тебя убью, таких, как ты, надо убивать». Юность, однако, не сдается, активно сопротивляется и вырывается из захвата пожилого Мясникова, выбегает на дорогу. Кричит, зовет на помощь, пробует останавливать проезжающие мимо машины. Мясников, «продолжая реализацию своего преступного умысла, направленного на убийство […], осознавая, что последняя в силу своего физического состояния не может убежать и оказать должного сопротивления», догоняет девушку, обхватывает ее шею двумя руками, далее локтевым сгибом пытается удушить и вновь волочет на обочину. Запинается. Падают. Пенсионер зажимает ногами ноги жертвы и душит ее уже пальцами. Но подходят люди. Говорят, что вызовут полицию. Мясников отвлекается, и девушка вырывается, встает на ноги. В дальнейшем на допросе пенсионер рассказывает: выпив, он отправился к дочери. Увидел девушку «в зоне железнодорожной инфраструктуры». Она шла и снимала, а он ранее работал составителем поездов и подумал, «что она снимает железную дорогу и военные объекты, правда, их здесь нет, они в лесу. Но может быть, она до этого снимала, он не знает».
Ранее по телевизору он видел факты, когда молодые люди были завербованы и производили диверсионные акты, смотрел передачу, где людей вынуждали совершать противоправные действия, в том числе поджоги подстанции ВСЖД и релейных шкафов. Он, как добросовестный гражданин России, воспринял ее действия как диверсию против страны и решил пресечь ее действия […].
После вмешательства прохожих пошел домой. Однако его преследовали, пытались останавливать автомобили. В итоге затормозили грузовик и легковушка, вышли двое водителей и его избили. Потом приехала полиция.
Онохой. Фото: соцсети.
Вопрос следователя: «Почему вам показалось, что она снимает военные объекты?» Ответ: «Так как девушка крутила телефоном и что-то снимала, поэтому так показалось». Вопрос следователя: «Есть ли в той местности, где вы напали на девушку, военные объекты или какие-нибудь военные постройки?» Ответ: «Нет, в той местности есть только жилые дома».
В последующем, в ходе уже судебного следствия, подсудимый вспомнит некий «тупик 17» в полукилометре от места происшествия, где якобы загружается военная техника. И скорректирует показания: дескать, ему подумалось, что девочка именно этот тупик снимает и отправляет на Украину. И он пошел предотвращать. Хотел лишь отнять телефон, на потерпевшей не сидел, не душил, убивать умысла не было. Однако показания свидетелей — не в пользу пенсионера. Из показаний свидетеля, первым отреагировавшим на крики: «…увидел с правой стороны на обочине в траве мужчину, который сидел сверху на ком-то, услышал женские крики (было открыто окно в автомобиле), сразу же решил остановиться. […]
находился на девочке сверху, сидел на ней, руки его были на ее шее, девочка не могла дышать, […] сказал ему, чтобы отпустил девочку, и толкнул его для начала, чтобы тот отвлекся от девочки, тот так зло посмотрел, […] увидел проезжающую мимо машину, махнул ей, та остановилась, попросил девушку из машины помочь пресечь […], вместе с ней подбежали к мужчине, который душил девочку. […]
начали кричать на мужчину, и тот на них с девушкой отвлекся, в связи с чем его хват ослаб, и девочка скинула руки […] Та девушка спросила у мужчины, зачем тот душил девочку, тот сказал: «Зачем она информацию отправляет на Украину?». […] Если бы они не вмешались, мужчина бы задушил девочку насмерть». Из показаний свидетельницы: «…увидела, что между трассой и домами на песочной дороге лежит девочка ногами к дороге, а на ней сидел мужчина, который одной рукой держал ее за волосы, а второй рукой в районе шеи и кричал: «Убью тебя, убью тебя!» […] Сразу закричала: «Отпусти, отпусти ее, что ты делаешь, ты зачем, не трогай ребенка!» Он ее тогда отпустил и начал кричать: «Она хохлятская, она какие-то показания им передает, снимает». Сказала, что он напился, совсем не понимает, что делает. Он отпустил девочку, приподнялся, показал свое лицо. […] Ему говорили, чтобы он не уходил, он что-то кричал, много матерился. Затем подъехала машина, и вышел отец девочки, он был очень зол и хотел побить того мужчину, но ему не дали этого сделать, он его просто толкнул, чтобы он никуда не уходил, но мужчина был пьяный, начал качаться и присел на попу, больше его никто не трогал». Дочь Мясникова в суде показала, что ее отец прежде если и выпивал, то знал меру и никогда не буянил, нормально себя вел, «никогда не уходил и не дебоширил, если выпьет, то ложится спать». Сомнений в его психическом состоянии нет, он раньше каждый год проходил медкомиссию, подозрительного в его поведении никогда не было, он психически здоров, если бы у него было что-то, она бы ему своих детей не доверила. А она — доверяет… Доверяла. Вопроса — так что же с ним случилось? — к дочери не последовало. Вопроса, как часто отец смотрит телевизор, в суде не задавали. Впрочем, конкретно именно в телевизор можно и не лупиться, тем более, как говорит подсудимый, «теряется зрение». Как часто его включают? Мясников ранее сам рассказал, что смотрит и слушает. Суд, однако, исходя из совокупности фактических обстоятельств, приходит к выводу, что преступные действия он совершил без какого-либо повода, беспричинно. Квалифицирующий признак — «из хулиганских побуждений». Определений в адрес пропагандистских СМИ от суда не последовало. Пенсионера Мясникова Заиграевский райсуд Бурятии приговорил к 8,5 года колонии строгого режима. Верховный суд республики приговор оставил без изменений.
Онохой. Фото: официальный городской тг-канал.
Все лучшее — детям! Это, в частности, яркая иллюстрация к теореме Томаса, сформулированной американскими социологами еще сто лет назад, в прошлые «ревущие 20-е». Если люди принимают фантазию за реальность, то фантазия будет иметь совершенно реальные последствия.
Только тут собственное мнение о происходящем в мире-России-Бурятии-Онохое вкладывают в головы одни — доноры, а расхлебывать буйство этих представлений о мире — другим, реципиентам. Но то, что наши действия определяются не объективным содержанием реальности, а тем, как мы ее интерпретируем, не исчерпывает, не объясняет полностью происходящее. Есть еще много чего, что усугубляет недуг. Оно тоже давно описано.
Сюжет ведь из вечных, почти канон. Например