Под покровом “терроризма”. Как угрозы терроризма используются для установления режима ужаса

Снимок с видео: Центральный судебный орган Федеральной службы безопасности Российской Федерации / ТАСС.

По информации транспортной прокуратуры, 25 ноября 2-й Восточный окружной военный суд в Новосибирске приговорил четверых подростков из Хакасии к 6–8 годам тюремного заключения по статье 205 Уголовного кодекса Российской Федерации (терроризм) по делу о повреждении релейных шкафов и о планах поджога тепловоза.

2 мая 2024 года два подростка по заказу неизвестного подожгли два релейных шкафа на хакасской дистанции Красноярской железной дороги. Один из них с помощью другого знакомого также планировал поджечь тепловоз. За поджоги подросткам было пообещано вознаграждение, а счет для денежных переводов предоставила четвертая участница дела. Ущерб от повреждения релейных шкафов составил 55 тысяч рублей. Подобные дела рассматриваются в закрытом режиме, и многие детали остаются неясными.

Криминальное сообщество преступления по статье 205 Уголовного кодекса предполагает умышленное действие. Подростки преследовали только одну цель – получить вознаграждение, в то время как “испуг” населения и “дестабилизация” не входили в их планы, и нет доказательств, что такие действия были предприняты.

По данным МВД, за первые девять месяцев текущего года в России зафиксирован рост преступлений “террористической направленности” на 75%: общее количество выявленных таких преступлений составило 4467, из которых 1,8 тысячи связаны с терактами, а более тысячи – с призывами к терроризму. Кроме того, по экстремистским статьям были возбуждены 1760 дел, что означает увеличение на 28%.

К концу 2024 года в список террористов и экстремистов входили 619 организаций и 16 056 физических лиц, и за 2025 год этот список значительно увеличится.

Практика квалификации такого вандализма по статьям 205 (терроризм) или 281 УК (диверсия) заняла время: вначале многие суды приговаривали исполнителей по статье 167 (умышленное уничтожение или повреждение имущества), максимальное наказание по которой – пять лет тюрьмы. Статья 205 УК предусматривает наказание от 10 до 20 лет, а при отягчающих обстоятельствах (в том числе при групповом преступлении) – от 12 до 20 лет. Четверо хакасских подростков, из-за своего возраста, получили наказание ниже минимального предела, но оказались в компании Михаила Ходорковского, Михаила Касьянова, Гарри Каспарова, Екатерины Шульман и других членов “Антивоенного комитета”, которые обвиняются в создании террористического сообщества и попытке захвата власти в России.

В недавнем исследовании об “индексе репрессивности” Евгений Антонов и Кирилл Рогов классифицируют такие преступления, как терроризм и диверсия, к “серой зоне”: за закрытым режимом слушаний по этим статьям могут скрываться реальные акты “испуга” и “дестабилизации”, а также случаи поджогов и иная провокация.

На сайте Росфинмониторинга, который ведет данный список, он отображается не полностью, а только уведомляет организации, осуществляющие операции с денежными средствами и другим имуществом. Например, “Международное общественное движение АУЕ” указано под номером 198, а Григорий Чхартишвили (Борис Акунин) – под номером 18031. Если бы в стране действительно действовало столько террористов, в ней горели бы не только релейные шкафы.

Логика за таким широким определением “терроризма” пока остается загадкой. Основной функцией власти является так называемая таксономия, которая заключается в классификации “населения” по категориям с помощью ярлыков.

При наличии сословной системы, установленной Кремлем, помимо верхних каст и массового населения, необходимы и парии, изгои, “иностранные агенты”. На них можно возложить вину за неудачи, а также это позволяет большинству чувствовать себя в безопасности: если я не в списке, значит, меня не коснется никакая опасность.

Многократное использование этих терминов размывает их значение и вызывает растущее недоверие к официальным заявлениям. Министерство юстиции РФ считает иных агентом, признанным нежелательной организацией, деятельность которой запрещена в России.

В Курске задержана участница народного схода, читавшая обращения жителей приграничных регионов Путину и Хинштейну.

Склонность к подчиненности. Обзор ноябрьской книжной цензуры и самоцензуры.