Вместе с “домом-храмом” исчезла душа. Нельсон Искандарян, знаменитый петербургский уличный художник, бился за подвальную стену 15 лет. Но когда он наконец достиг цели, ее сожгли.

Нэльсон Искандарян, 2025 год. Фото: Алексей Душутин / “Новая газета”.

Пустующее заброшенное помещение, которое Нельсон занимал с 2011 года, он превратил, как сам говорит, в “храм души”. Отремонтировал, расписал стены, оформил интерьер. Тем, кто приходит сюда, не хочется уходить, а тем, кто уходит, хочется возвращаться.

Кроме подвала, Нельсон преобразил окрестный двор. Теперь в Петербурге это место называют “подвалом Нельсона” и “двором Нельсона”. Оно есть в международной туристической базе. О нем снимали сюжеты НТВ, РТР и Первый канал. Но сам Нельсон едва его не потерял, не имея официальных прав на эту площадь.

Тяжбы и хождения по кабинетам измотали Искандаряна настолько, что два с половиной года назад он хотел все бросить и уехать из города. Его остановили высокопоставленные чиновники, пообещав “скорое решение вопроса”. Но лишь в минувшем ноябре Нельсону удалось оформить права на жилье (жилец заключил договор с городом) и только за арендную плату в размере 11 тысяч рублей в месяц (поначалу ему обещали передать подвал в безвозмездное пользование).

Однако отпраздновать это значительное событие в своей жизни Искандарян не успел — в ночь на 27 ноября подвал подожгли. Последняя попытка О Нельсоне — удивительном человеке с непростой судьбой, художнике, поэте, музыканте, любимце горожан — “Новая” рассказывала в мае 2023 года.

Как раз тогда Искандарян всерьез собирался покинуть Петербург. Перебраться в Крым. Уже договорился с семьей, которая согласилась принять постояльца со всем его табором. Вместе с Нельсоном в подвальчике на улице Полозова живут пес Волчок (подброшен щенком), кошка Милка (подобрана на улице), ворона и голубь (больные птицы, неспособные летать).

В феврале 2023 года Нельсону прилетело уведомление о “незаконном самовольном занятии объекта нежилого фонда, находящегося в собственности города”. Власти потребовали освободить площадь до 15 мая 2023 года. Предупредили: если самовольщик не выселится сам, то помещение будут освобождать принудительно.

Нэльсон Искандарян, 2023 год. Фото: Алексей Душутин / “Новая газета”.

Искандарян обращался за помощью к районным и городским чиновникам, но те только разводили руками. В конце концов, Нельсон дошел до Смольного, где ему сообщили, что на подвальчик в престижном районе у властей есть виды: “В ближайшее время это помещение планируется вовлечь в коммерческий оборот”. Нельсон все понял и стал готовиться к отъезду. — И вдруг — бабах! — вспоминает Искандарян. — За пару дней до отъезда пришла моя знакомая и сказала, что обратилась к вице-губернатору Петербурга Борису Пиотровскому, и он подключился к решению моего вопроса. Искандарян в тот же день списался с Пиотровским в соцсетях. А затем, с помощью знакомых юристов, стал готовить документы на оформление своей подземной жилплощади. Непростой процесс растянулся на два с половиной года. Получить 16 квадратных метров под землей в безвозмездное пользование Нельсону так и не удалось. Но он заключил договор с городом, и ему оформили официальные права на аренду коммерческого помещения (подвала) за 11 тысяч рублей в месяц.

А в придачу насчитали задолженность — около 70 тысяч рублей. — Деньги? Они у меня бывают иногда, — усмехается музыкант. — Люди приходят, на стол положили. У меня там вон даже на стене написано: “Денег не надо”. Но уже положили. 1000, 500 рублей, кто-то — 100… Я говорю: заберите, не надо. А они: “Это не вам, это собаке, это кошке, это вороне…”

Чтобы погасить многотысячный долг Искандаряна и оплатить аренду на несколько месяцев вперед, петербуржцы объявили сбор. Проблему решили за считаные дни. Отметить это событие сам бог велел. Но праздника так и не случилось.

Синим пламенем В ночь на 27 ноября подвальчик Нельсона вспыхнул ярким пламенем. — Я не спал, новости читал, — рассказывает хозяин. — Тут Волчок выпрыгивает: гав, гав, гав. Я подошел к двери, слышу треск и гул, открыл калитку, а там уже полыхает — всё в пламени. Здесь, в подвале, мгновенно стало жарко, как в духовке. Я бросился в огонь, выбежал на улицу. У меня возле порога ведро стояло со стиркой. Я выкинул всё из ведра и с ведром выбежал. Меня огонь доставал со всех сторон. Как у меня волосы не загорелись — не понимаю. Времени на размышления не было совсем, но что-то подсказало, как действовать.

Подвал после пожара. Фото: Алексей Душутин / “Новая газета”.

— Хотя сейчас, когда я пробую сделать то, что сделал в огне, у меня не получается, — продолжает Искандарян. — С испуга не знаю, что сработало. Когда вывалился на асфальт — был такой…

Continue Reading: https://translate.google.com/

Госдума приняла законопроект об “временной” потере гражданства для критиков власти, уехавших за рубеж. Этот закон был принят в первом чтении.

Ставки поставлены, больше вниз не спускаются?. Центробанк будет продолжать “давить” на экономику дорогими кредитами за пределами сектора обороны – в противном случае цены подскочат.