“Commanders said that we would be greeted with flowers.” История Артема с позывным Z, который негативно относится к пропаганде и знает, за что сам сражался

Артем Зет из документального фильма Анны Артемьевой и Ивана Жилина “Вернувшиеся” (смотрите на Youtube-канале “Но.Медиа из России”).

Я подписал контракт во время срочной службы – в 2021 году. Просто я не видел перспектив на гражданке: зарплаты в моем городе были 20-25 тысяч рублей. В армии сразу предлагали 32 тысячи. Мне тогда было 19 лет. Служба была скучной – только один раз мы ездили на учения, и даже там разведка, которой мы должны были противостоять, не явилась.

В начале февраля 2022 года ходили слухи, что что-то может произойти с Украиной. Кто-то беспокоился, но большинство воспринимали это как нечто нереальное. Когда Путин выступил с обращением о признании ДНР и ЛНР, наш командир роты проговорился: “Зеленский сказал, что [хрен] им, а не независимость. Значит, ***”. 23 февраля нам заявили, что мы отправляемся в Донецкую область, но на деле поехали в Сумскую.

У меня тогда не было особых переживаний: уже отволновался в предыдущие дни. Была даже какая-то легкость. У многих же ребят, наоборот, было сильное беспокойство. Тем более, что большинство были те, кто только по пути осознавал, что их на ** отправляют.

Командиры успокаивали, говорили, что нас там с цветами будут встречать. Но я в это не верил – понимал, что крымского сценария не будет. И впоследствии сами командиры за это извинялись. Я помню эпизод перед тем, как срочников начали выводить оттуда. Срочники отказались идти, потому что там была полная жопа, убитых было много. Наш комбат сначала всех материл, а потом извинялся за то, что сам их не вывез.

Я не думаю, что и в Крыму все было так гладко, как нам рассказывают. А Донбасс – еще менее пророссийский регион. Помню, было видео, на котором бойцы ДНР жаловались, что не могут набрать добровольцев. Я сам разговаривал с мирными жителями, они задавали вопросы про своих близких, которых забрали для допросов ФСБ. Однажды встретил мужчину, который ликвидировал аварию на Чернобыльской АЭС, но мы говорили только об этом. Еще один мужчина на машине остановился и сказал: “Наконец-то русские солдаты пришли”.

Я очень хотел быть военным. Но теперь у меня другое отношение. Было два момента, из-за которых я разочаровался. После этого решил, что контракт продлевать не буду. Но есть и боевое братство. Бойцы часто помогают друг другу. Я помню эпизод с самолетом, скидывающим бомбы. При авиаударах нет адреналина, только страх. Я получил ранение в левую руку, и теперь у меня инвалидность третьей группы.

Я знаю, за что воюют украинцы, понимаю их мотивы. Но ненависти к ним у меня нет, за исключением тех, кто убивает пленных или гражданских. У меня плохое отношение к пропагандистам, которые разжигают ненависть. Я считаю, что большинство войска идут ради денег.

Артем Зет из документального фильма Анны Артемьевой и Ивана Жилина “Вернувшиеся”. Для меня все закончилось осенью 2022 года в Богородничном, где я получил ранения ноги и руки. Получил инвалидность и понимаю, что война – это ужасно.

Представители Кремля отказались раскрывать причины отставки главы Минтранса Старовойта.

Двое российских бегунов погибли после того, как ливень превратился в летнюю ледяную бурю во время ультрамарафона на Севере.