Цены на огурцы взлетают вверх, доводя российских покупателей до отчаяния. Подъем может быть временным, но проблема инфляции нет.

В начале года россияне получили шок в продуктовом магазине: цены на огурцы выросли в геометрической прогрессии. Тем не менее, официальные лица и экономисты не поднимают тревогу; ожидается, что цены начнут снижаться к весне. Инфляция в целом ускорилась в начале года, хотя уже показывает некоторые признаки замедления. Но сдерживание цен может означать снижение экономического роста – что, в свою очередь, может углубить дефицит бюджета России.

Шок от ценников

В первые недели 2026 года цены на огурцы в России выросли настолько резко, что они приняли на себя собственную жизнь. Социальные сети затоплены жалобами и фотографиями отделов с овощами, где цены достигали 500 – и даже 1 000 – рублей за килограмм (2,93 или даже 5,87 долларов за фунт). Как отметило Forbes Russia, к началу февраля огурцы фактически стали такими же дорогими, как мясо.

Даже официальные данные подтвердили резкое увеличение. Согласно Федеральной службе государственной статистики России (Росстат), цены выросли на 43 процента с конца декабря по 2 февраля, а затем поднялись еще на 5,2 процента в последующей неделе. Аналитики отрасли утверждают, что фактическое увеличение еще выше.

Торговая ассоциация Руспродсоюз оценивает, что за последние три месяца цены на огурцы выросли на 111 процентов, средняя розничная цена достигла около 300 рублей за килограмм к февралю. Алексей Плугов, руководитель исследовательской компании AB-Center, рассказал Forbes Russia, что с 22 декабря по 2 февраля цена за килограмм выросла с примерно 224 рублей до 317 рублей.

Тем не менее, если сравнивать год к году, картина выглядит далеко не так драматично. По сравнению с февралем 2025 года, цены на овощи выросли всего на 1,8 процента. Как указал заместитель председателя Руспродсоюза Дмитрий Леонов в интервью Forbes Russia, в прошлом году цены выросли на 120 процентов за тот же трехмесячный период.

Огурцы в России всегда становятся дороже зимой – и есть ясные причины для этого.

Во-первых, сезонность. К началу 2020-х годов Россия в основном стала самостоятельной в выращивании огурцов; сегодня около 95 процентов рынка поставляется внутри страны. Благодаря широкому использованию технологии тепличного хозяйства фермеры теперь выращивают огурцы круглый год по всей стране – не только в теплых южных регионах, но и в холодной центральной части Европейской России. В 2025 году они собрали почти 900 000 тонн.

Но зимнее производство дорого стоит. С ноября по март теплицы полагаются на интенсивное искусственное освещение, чтобы компенсировать короткие часы дневного света, стимулируя фотосинтез и ускоряя рост. Особенно огурцам требуется яркий, мощный свет до 18 часов в день. Электричество может составлять до половины стоимости зимних овощей, и тарифы для производителей за последние два года выросли на 23 процента.

Также есть сам холод. Январь 2026 года занял одно из трех самых холодных мест в центральной России за последние 30 лет – именно в этом регионе сосредоточено большинство тепличных мощностей страны. Стоимость отопления соответствующе выросла. Морозная погода также делает огурцы сложнее для хранения: на оптовых складах и малых точках распространения они портятся быстрее обычного, что приводит к росту логистических затрат вдоль цепочки поставок.

Вместе эти факторы делают февраль предсказуемо сложным месяцем для огуречного рынка. Уменьшается производство. Сбор и доставка становятся дороже. И в отличие от кризиса с ценами на картошку 2025 года, когда власти обратились к импорту, в настоящее время нет иностранных поставщиков, заполняющих пробелы в поставках. Тем временем стоимость импортных семян, удобрений и оборудования продолжает расти. По словам Плугова, производство в феврале примерно на 35 процентов ниже, чем в январе.

Однако для российских любителей огурцов может наступить определенное облегчение: цены скоро могут снизиться. По мере увеличения часов света, повышения температуры и начала открытых сборов урожая, предложение должно увеличиться. Официальные лица и аналитики одинаково ожидают снижения цен весной. Производство в марте прогнозируется примерно в полтора раза выше уровня февраля, а в апреле от двух до двух с половиной раз выше – что потенциально может снизить цены до 90–100 рублей за килограмм (0,53–0,59 доллара за фунт) к середине весны.

Большая проблема инфляции

В интервью бизнес-изданию РБК заместитель директора Центрального банка России Алексей Заботкин отметил, что скачок цен на огурцы отражает выраженную сезонность одного продукта, а не “устойчивые инфляционные процессы” в широкой экономике.

Удержание инфляции под контролем является одним из основных экономических приоритетов российского правительства в 2026 году. Центральный банк осторожен в снижении своей ключевой процентной ставки с высоких уровней. Высокие ставки сдерживают кредитование бизнеса и делают банковские вклады более привлекательными для домашних хозяйств, что замедляет потребительский спрос.

Тем не менее, инфляция ускорилась в начале года, вызванная не только сезонным увеличением цен на фрукты и овощи, но и увеличением ставки НДС с 20 процентов до 22 процентов, как заявил министр экономического развития Максим Решетников.

Еженедельные данные Росстата показывают, что годовая инфляция в России достигла своего пика на 6,46 процента 2 февраля, прежде чем слегка снизилась до 6,36 процента к 9 февраля. В конце декабря составляла 5,59 процента, что означает, что инфляция еще не вернулась даже к уровню прошлого года. В то же время последний прогноз Центрального банка на 2026 год устанавливает инфляцию на уровне 4–5 процентов.

Тем не менее, некоторые экономисты отмечают замедление инфляции по последним данным. София Донец, главный экономист в Tinkoff Investments, отметила, что “еженедельная инфляция лучше не только, чем в предыдущие недели, но и чем в тот же период последних трех лет”. Увеличение в январе из-за повышения налогов и регулируемых тарифов, по ее словам, в значительной степени отработано. Что остается – это потребительский спрос, который на данный момент приглушен.

Решетников утверждает, что инфляция будет продолжать замедляться и двигаться в сторону целевого диапазона 4–5 процентов, что даст Центральному банку “возможность” дальше снижать ставки. Действительно, 13 февраля Центральный банк снизил ключевую ставку с 16 процентов до 15,5 процента. Проблема, признал он, заключается в том, что “естественная цена” сдерживания инфляции – это застой экономического роста. ВВП России, возможно, вообще не увеличится в 2026 году, с ростом возобновляющимся только в 2027 году.

Этот прогноз беспокоит федеральный бюджет, уже страдающий от нехватки доходов. В январе дефицит достиг 1,7 триллиона рублей (22 миллиарда долларов). Доходы от нефти и газа – сниженные из-за падения мировых цен – упали до многолетних минимумов, составив всего 393 миллиарда рублей (5 миллиардов долларов). Недостаток может быть скомпенсирован более сильными, чем ожидалось, доходами из других источников. Но эти доходы зависят от общего состояния экономики.

Трудно предсказать, смогут ли российские власти балансировать борьбу с инфляцией и необходимость укрепить бюджет. Становится все сложнее отклонять предупреждения о том, что к лету экономика России, подвергнутая воздействию войны и санкций, может столкнуться с кризисом.

Как будто глоток воздуха. Путь в Константинополь заблокировала полиция. Задержан иеромонах Иаков (Воронцов), автор “Новой газеты”.

За последние двадцать пять лет половина всех нападений на школы в России произошла в последние четыре года.