Обломки жилого здания, пострадавшего от израильского удара в Тегеране. Фото: ATTA KENARE / AFP / East News.
За 12 дней войны с Ираном в Израиле погибли 29 человек, все — мирные граждане, кроме одного солдата ЦАХАЛ, именно в эти дни приехавшего в отпуск. Он погиб вместе с мамой, сестрой и подругой. Больше трех тысяч человек в Израиле пострадали от обстрелов, множество зданий разрушено, иранские ракеты летели целенаправленно по жилым домам.
В Иране погибли, по последним данным, 640 человек и больше пяти тысяч ранены. Среди погибших много гражданских, но сколько именно — точных данных Иран не дает. Известно, что примерно две трети убитых — высокопоставленные военные и чиновники, Корпус стражей исламской революции лишился практически всей верхушки. Уничтожены объекты ядерной программы Ирана, военные базы и ракетные пусковые установки, страна осталась без ПВО, военную инфраструктуру ей придется создавать заново, а ядерную восстановить вряд ли позволит Израиль.
Но режим аятолл устоял. И победу в 12-дневной войне празднуют именно в Иране. Причем победу сразу и над Израилем, и над США. Кроме Ирана, свою личную победу еще шумно празднует президент США Дональд Трамп.
Чем стала эта война для Израиля, каких целей добился премьер-министр Биньямин Нетаньяху, решившийся на удары по Ирану 13 июня, чего в Израиле ждут от наступившего перемирия? Рассказывает Зеэв Ханин — профессор отделения политических наук и руководитель программы изучения постсоветских конфликтов в Центре стратегических исследований имени Бегина–Садата Университета Бар-Илан.
— США вмешались в войну Израиля с Ираном и фактически решили ее исход. Каких целей в итоге достиг Израиль?
— США активно вмешались в войну в тот момент, когда находиться в стороне уже невозможно. Или им удобно было встать на сторону сильного. Израиль к этому времени полностью захватил господство в воздухе над Ираном и делал там все, что хотел. США использовали 13-тонные бомбы, которых нет у Израиля, и самолеты, способные нести эти бомбы, и нанесли удар по заводу в Фордо. А вот дальше — вопрос: действительно ли им удалось уничтожить базу иранской ядерной программы? Иранцы утверждают, что большую часть обогащенного урана вывезли до атаки, но это скорее всего неправда. Дональд Трамп утверждает, что объект уничтожен полностью, но это вопреки мнениям части руководства его же оборонного сообщества.
— Американцы еще говорят, что в Фордо побывали офицеры Моссада и подтвердили, что США уничтожили всё.
— Но вот теперь идут разговоры о том, что не совсем всё. Израильским самолетам тоже пришлось кое-что зачищать там после США. Но пока непонятно, можно ли говорить о полном уничтожении этого объекта и других. Грубо говоря, дискуссия сегодня идет не о том, уничтожена ли иранская ядерная программа полностью, а о том, на какой срок она отброшена назад. Кто-то говорит — на десять лет, кто-то — на пять, кто-то — на два. А кто-то считает, что от нескольких недель до пары месяцев.
Если иранцы действительно вывезли обогащенный до 60% уран, то это вопрос месяца-полутора, а то и нескольких недель, чтобы довести его до оружейных 90%. И вот в этот момент мы заканчиваем операцию.
— Можно ли считать это победой Израиля?
— На этот вопрос ответ сейчас ищут все израильтяне. Я бы ответил так: это победа армии и, мягко говоря, не слишком большая удача, если не поражение политиков. Армия провела фантастическую операцию, она сделала все это чрезвычайно эффективно. Она показала себя выше всяческих похвал, благодаря ей Израиль восстановил уровень сдерживания, потерянный 7 октября 2023-го. А политики, и наши, и американские, не смогли или, по своим причинам, не захотели воспользоваться результатом.
Другое дело, что это стало приобретать характер затяжной войны. Западный Иран зачистили от систем ПВО, складов ракет и позиций пусковых установок, но есть еще Восточный Иран, а оттуда тоже долетало, хотя это уже не полторы тысячи километров, а две двести.
— Но и израильские ВВС туда тоже долетали.
— Конечно. Так что это все вопрос времени. Наша авиация захватила господство в воздухе, иранская ПВО уничтожена, количество их ракет ополовинено, от половины до двух третей пусковых установок тоже уничтожены. Вот тут как бы и продолжить, правда? Этого требует и часть израильской оппозиции, и значительная часть израильского общества. И тут господин Трамп говорит свое don’t, не вздумайте.
— Он объявил, что это он, Трамп, лично всех победил.
— Так это звучит. Я не знаю, что он на самом деле думает. Но если он победил, то как может дальше идти война, правда? Задачей Трампа было разрешить Израилю нанести удар по Ирану, а то и помочь. Для него вопрос о смене режима аятолл в Тегеране не стоял никогда. Нетаньяху в какой-то момент заявил, что война закончится сменой режима, но если такие ожидания и были в действительности, то сильно завышенные. С точки зрения Вашингтона задачей было привести аятолл к переговорам. С точки зрения Израиля это сложный вопрос. Особенно после того, как иранцы ударили по Беэр-Шеве, когда уже были подписаны договоренности о перемирии, и там погибли люди. И была еще одна ракета, которую сбили над Галилеей. Было установлено, что Иран прекращает огонь сразу, а у Израиля есть еще 12 часов. В течение этих 12 часов Израиль предпринял попытку ответного удара, но Трамп потребовал вернуть самолеты, которые уже были в небе. Он сказал, что разочарован Ираном, но Израилем разочарован еще больше, надо было, дескать, потерпеть. В итоге наши самолеты уничтожили какой-то радар, на который раньше просто не обращали внимания, и вернулись.
— С самого начала атак Израиля на Иран ходила такая версия: премьер-министр Биньямин Нетаньяху начал их для того, чтобы его коалиция удержалась у власти. При этом даже критики Нетаньяху говорили мне, что в этом его не заподозришь. Чего было больше в его решении — действительно желания покончить с иранской ядерной программой или внутриполитических мотивов?
— Конечно, у многих израильтян есть длинный список претензий к действующему премьер-министру. Мы видим суперуспех израильской армии и спецслужб, то, что они сделали, — на грани фантастики, и невозможно сказать, что премьер-министр с этим никак не связан.
Все отдают должное и армии, и «Моссаду», и военной разведке, и, конечно, военно-политическому кабинету, во главе которого стоит премьер-министр. Так что, я думаю, Нетаньяху использовал ситуацию, чтобы достичь собственной цели. Наверное, вы тоже заметили, как быстро в поведении американского президента произошел переход от категорического «нет» в адрес Нетаньяху до отвлеченного «лучше бы Израиль не мешал нам договариваться с Ираном, но это суверенная страна, и мы понимаем мотивы». Что-то произошло между этими двумя сюжетами, и израильская атака стала возможной. Сейчас категоричное трамповское don’t опять вернулось, но это уже несколько иная ситуация.
— Церемония похорон Махана Сетареха, убитого в результате израильских атак. Фото: Vahid Salemi / Associated Press / East News.
— Что именно произошло накануне 13 июня между трамповскими «нет» и «мы понимаем мотивы»?
— Иранская делегация резко поменяла подход к переговорам. Они ведь к тому моменту договорились почти обо всем, и 15 июня в Омане должен был состояться очередной раунд. Утром 12 июня стало известно, что состав иранской делегации полностью изменился, вместо прежних участников в нее вошли ястребы, которые решительно отвергли прежние договорен