Последние союзники усопшего российского оппозиционного лидера Алексея Навального сделали новейший прорыв в своем расследовании его смерти. В среду его вдова, Юлия Навальная, выпустила видео, в котором объявила, что ее команда получила образцы биоматериалов Навального, взятых в 2024 году, и смогла их незаметно вывезти за границу. Затем эти образцы были отправлены в лаборатории двух разных западных стран для тестирования, и, по словам Навальной, оба анализа подтвердили факт отравления Навального. В то же время она заявила, что лаборатории отказались раскрывать результаты исследования из-за неопределенных “политических соображений”.
Пока ее заявление раскрывает новые детали, оно также ставит новые вопросы. Медуза исследует три наиболее насущных из них.
Какую новую информацию раскрыла Навальная?
После смерти Алексея Навального в феврале 2024 года в удаленной арктической колонии в поселке Харп его союзники смогли незаметно вывезти биологические образцы за границу. Как отметила его вдова Юлия Навальная, лаборатории двух западных стран независимо подтвердили факт отравления Навального. Она не назвала страны или лаборатории, участвовавшие в исследовании.
В своем видео Навальная сказала, что узнала о результатах токсикологического анализа несколько месяцев назад. Однако семье никогда не предоставляли официальной документации, потому что, по ее словам, “не было юридических оснований для этого”. Она добавила, что обе лаборатории отказались публиковать свои выводы из-за неопределенных “политических соображений”.
Команда Навального постоянно утверждает, что его убили. Через три дня после его смерти Навальная опубликовала видеообращение, в котором прямо обвинила Владимира Путина в участии в убийстве, пообещав выявить “кто именно совершил это преступление и как”.
Наша единственная надежда – вы. Поддержите Meduza, пока не поздно.
Через полгода власти в регионе, где умер Навальный, официально отказались открывать уголовное дело. Официальный отчет, отправленный Навальной, отнес его смерть к “комбинированному заболеванию”, перечисляя состояния, такие как холецистит, панкреатит и грыжа диска. Заключилось, что его смерть “аритмогенна по своей природе”, вызванная “критическим резким повышением артериального давления”. Предварительно российские государственные СМИ и администрация тюрьмы в Харпе утверждали, что он умер от “естественных причин”, таких как тромбоз или “синдром внезапной смерти”.
В сентябре 2024 года расследовательское издание The Insider сообщило, что получило сотни официальных документов, связанных со смертью Навального. Согласно изданию, за несколько часов до смерти Навальный испытывал боли в животе, рвоту и судороги. The Insider утверждал, что официально убрали упоминания симптомов, противоречащих версии событий государства.
Доктор Александр Полупан, реаниматолог, который лечил Навального после его отравления “Новичком” в 2020 году, сказал The Insider, что описанные симптомы “едва ли могут быть объяснены чем-либо, кроме отравления”, и предположил, что они указывают на органофосфатный соединение.
Команда Навального также опубликовала фотографии из его камеры, сделанные в день его смерти. Лужи рвоты видны на полу. Официальное заключение признает, что Навальный рвался непосредственно перед смертью и из клетки взяты биологические образцы. Кадры можно рассматривать как подтверждение расследования The Insider.
Навальная также заявила, что союзники ее мужа собрали показания от пятерых сотрудников колонии в Харпе. Хотя она не уточнила, как были получены эти показания, она кратко изложила их содержание: Навальный, по ее словам, жаловался на ощущение жгучей боли в груди и брюшной полости, страдал от сильного кашля, стоновал от боли и испытывал судороги в часах, предшествующих его смерти.
Что это были за образцы биоматериалов — и что могли бы раскрыть анализы?
Мы точно не знаем.
В своем заявлении Юлия Навальная не уточнила, какие биологические материалы от Навального были протестированы командой.
Иван Жданов, бывший директор Фонда борьбы с коррупцией, основанного Навальным (FBK), сообщил Meduza, что точно знает, какие образцы были отправлены за границу, но отказался предоставить подробности.
В современной токсикологии множество видов материалов могут использоваться для выявления присутствия токсинов — включая рвоту, фрагменты одежды, образцы кожи, волосы и обрезки ногтей. В посмертном анализе практически любая ткань организма может потенциально содержать улики, в зависимости от яда.
Полезность образца во многом зависит от подозреваемого вещества. Например, в случаях хронического отравления тяжелыми металлами – что, по-видимому, не относится к данному случаю — часто используется волос, так как металлы накапливаются там с течением времени и не подвержены разложению.
Однако для выявления быстро действующих нервных средств, таких как сарин или соединения из семейства “Новичок”, волос незначителен. Самыми релевантными материалами в таких случаях являются кровь, плазма и моча.
Кровь содержит ферменты, известные как холинэстеразы, которые ингибируются органофосфатными нервными агентами. Один из ферментов, в частности, бутирилхолинэстераза, обычно тестируется для выявления такого отравления. Кроме того, белки, такие как альбумин крови, могут связываться с продуктами распада этих агентов.
Возвращаясь к жизни Навального, 1976 – 2024 Годы Алексей Навальный в фотографиях
Даже после того, как первоначальный яд разложился, его химическая характеристика часто все еще может быть обнаружена в крови с использованием масс-спектрометрии — метода, который может определить оставленные молекулярные следы. Так лаборатории, аккредитованные Организацией по запрещению химического оружия (ОЗХО), подтвердили использование “Новичка” в отравлении Навального в 2020 году.
Марк-Михаэль Блюм, бывший сотрудник ОЗХО, который расследовал отравление Скрипаля, отметил, что плазма крови может сохранить обнаружимые признаки органофосфатов в течение шести – восьми недель.
Однако важно отметить, что на данный момент нет доказательств того, что в отравлении, приведшем к смерти Навального, было использовано другое нервное средство. Поэтому мы также не можем предполагать, что биологические образцы, на которые ссылается Юлия Навальная в своем заявлении, были кровью или мочой. Они могли быть любыми другими образцами, и на данный момент мы просто не знаем.
В комментарии к телеканалу Дождь химик Виль Мирзаянов, который работал в советской программе секретных “Новичков”, предположил, что Навального могли бы отравить новым соединением из известного класса химических веществ, возможно, карбаматов.
Карбаматы — это широкая группа химических соединений, определенных определенной молекулярной структурой. Как и органофосфаты, некоторые карбаматы могут действовать как нервные агенты, ингибируя холинэстеразу. Группа включает в себя относительно слабых ингибиторов, таких как карбарил (широко используемый инсектицид), до крайне токсичных вариантов, которые не уступают военным агентам класса VX.
Отравление Навального в 2020 году Переломный момент Пять лет назад российское ФСБ отравило Алексея Навального. Что стало с его врачами, союзниками и потенциальными убийцами с того времени.
В 2019 году после консультаций между США и Россией ОЗХО добавила два семейства карбаматов в Приложение 1 — список веществ, запрещенных к использованию или производству как химическое оружие. Но это представляет лишь часть класса: известно по крайней мере 400 токсичных соединений карбамата. Исследования их потенциального использования в качестве оружия восходят к 1940-м годам, и к 1970-м годам американская армия запатентовала описание сотен таких веществ.
Ингибиторный эффект карбаматов, в отличие от органофосфорных соединений (ОФС), обратим: фрагмент молекулы, связанный с холинэстеразой, гидролизуется в течение нескольких часов, что делает невозможным определение характера токсического агента с использованием тех же методов, что и для ОФС.
Симптомы отравления карбаматами аналогичны симптомам, вызванным органофосфатами, и могут включать рвоту, судороги, понос и учащенное сердцебиение. Однако карбаматы обычно оказывают более слабое воздействие на центральную нервную систему, что означает, что симптомы, как то: смущение, возбуждение, судороги или кома – характерные для ОФ агентов – обычно менее выражены или отсутствуют.
В своем заявлении Навальная также обвинила российские спецслужбы в разработке запрещенного химического и биологического оружия, хотя она не предоставила дополнительных подробностей.
Могут ли утверждения Навальной иметь юридические последствия (например, европейское расследование)?
Кажется, что это маловероятно.
Чтобы иноземное государство начало уголовное расследование убийства, ему необходимо иметь надлежащую юридическую юрисдикцию в конкретном случае. Обычно юрисдикция страны в уголовных делах основана на одном или обоих принципах: месте совер