Я хочу, чтобы он пришел домой. Одиннадцать российских полицейских арестовали мать мобилизованного солдата за то, что она держала плакат только с датой.

В России, ​в третью годовщину “частичной мобилизации”, полиция в Москве арестовала Лидию Егорову, мать призванного солдата, за участие в протесте у здания Министерства обороны. На транспаранте Егоровой были указаны только даты “21.09.22-21.09.25”. Её суд был назначен на следующий день, но так и не состоялся, по словам её друзей. Её адвокату не разрешили видеть её, и на момент написания статьи её местонахождение и состояние неизвестны. Независимый проект Окно описал её арест в условиях нарастающего угнетения со стороны Кремля родственников призванных солдат, осмеливающихся высказывать своё мнение. “Медуза” делится кратким обзором их расследования.

Лидия Егорова, чей сын был призван на осенний призыв 2022 года, продержалась всего пять минут с плакатом перед тем, как на неё напала полиция. “Старший лейтенант Шестеркин предупредил меня, что если я устрою хотя бы одиночный законный протест на тему мобилизации, меня задержат”, — сказала она момент перед арестом. “Это доказывает — призванные вне закона. О них нельзя говорить”.

Её товарищ по акции, Полина Сафонова, вспоминала, как одиннадцать офицеров окружили Егорову, закручивая её руки и рвя её куртку, когда она отказывалась идти. Когда Полина попыталась снять это на видео, её оттолкнули. Другая женщина, Анастасия, рассказала, что Лидия пыталась объяснить себя полиции, но безрезультатно: “Я хочу, чтобы он вернулся домой. Уже три года. Это не Вторая мировая война — вся нация не поднимается на борьбу. Как видите, вы тоже нет. Ну, застрелите меня, пока прямо стоите”.

Родственников других призванных солдат, пришедших поддержать Лидию, не пустили в участок. Её телефон изъяли, и даже адвокат, которого они быстро наняли, был лишён возможности видеть её. Сейчас она стоит перед обвинениями в несоблюдении приказов полиции.

Муж Полины был призван, когда у них родилась дочь три года назад. Работающий в IT, он решил не укрываться от призыва. Со фронта он поддерживает активизм своей жены, несмотря на то, что командиры приказывают ему “замолкнуть”.

Сын Лидии был призван в Новосибирске в сентябре 2022 года, и официально сообщили семье, что его не будет шесть месяцев. Год спустя сообщение изменилось: солдаты должны оставаться до “конца специальной военной операции”. По словам Анастасии, сын Лидии пережил тяжёлую рану, но после краткого пребывания в больнице его отправили обратно в подразделение — он до сих пор не исцелен и снова направляется на фронт.

Движение демобилизации



“Власть нас не слышит”
Восхождение и падение женского движения по демобилизации в России

“Мы устали хоронить их”
После трёх лет на передовой призванных солдат теперь угрожают переместить в штурмовые отряды — практически самоубийственные миссии, говорят их родственники.

“Наши мужчины недавно писали нам, что те, кто откажется сражаться, будут ‘ликвидированы’, отправлены в штурмовые войска”, — сказала Анна, жена призванного солдата, кто попросила изменить её имя. “Это означает верную смерть. Полиция уже предупредила нас, что любой протест закончится арестом. Они уже сделали всё, чтобы удержать нас вне улиц. Вот почему нас так мало. Лидии сказали прямо, насколько я понимаю, так что она избавилась от всех слов на своём плакате и оставила только цифры. Но сейчас тебя посадят даже за цифры”.

Год назад, в день годовщины мобилизации, полиция задержала 10 жён и матерей призванных мужчин, которые собрались у Министерства обороны. Пять из них были оштрафованы по 15 000 рублей (около 180 долларов США) каждая за нарушение правил протеста.

“Лишь год назад мы ещё могли проводить одиночные пикеты”, писала Мария Семенова, жена ещё одного призванного солдата. “Я стояла не раз у Минобороны, и также у администрации президента”.

Когда Россия объявила “частичную мобилизацию” в 2022 году, официально было заявлено о более чем 300 000 призванных мужчин. Независимые журналисты утверждают, что реальное число ближе к 500 000.

“Я жду, когда Минобороны проснётся и приведёт наших мальчиков домой. Три года на передовой — и всё, что мы говорим, всё, что мы делаем, объявляется в дискредитацию Минобороны. Даже мать, желающая вернуть своего сына”, — сказала Лидия полиции, арестовывающей её.

Родственники говорят, что они больше не требуют передачи войск.

“Лидиа была права год назад, когда сказала: ‘Мы устали хоронить их’. Мы не хотим, чтобы наши мужчины возвращались домой лишь для того, чтобы их заменили другие. Мы требуем полной демобилизации, немедленно. Ни травмы, ни больничный не спасут их — они приведут обратно и раненых, и больных”, — сказала Анастасия. Она не слышала о своём муже уже месяц.

Наша единственная надежда – вы. Поддержите “Медузу”, пока не стало слишком поздно.

Числа говорят сами за себя: российские зрители предпочитают Евровидение его конкуренту, Интервидению.

Суд решил арестовать общежитие и другую недвижимость Петербургского гуманитарного университета профсоюзов в рамках жалобы Генпрокуратуры на их национализацию. Представители университета назвали все обвинения “выдумкой”.