По всей России закрываются родильные отделения, несмотря на призывы официальных лиц увеличить количество детей. Смесь падающих рождаемостей, экономических политик экономии и хронического дефицита медперсонала сделали доступ к акушерской помощи все более ненадежным. Во многих городах беременные женщины теперь должны ехать на часы, чтобы родить, в то время как врачи говорят, что они перегружены и получают мало заработка. Независимое издание 7×7 изучило нарастающий кризис, с которым сталкиваются родильные отделения по всем регионам России. Meduza делится сокращенной англоязычной версией материалов этого издания.
В 2024 году единственное родильное отделение в отдаленном городе Бодайбо в Иркутской области России было закрыто. В Бодайбо проживает всего 9 000 человек, и туда можно попасть только на самолете или на машине по грубой дороге, путь занимает как минимум два дня.
Рождаемость в городе стабильно снижается. В 2020 году там родились 80 женщин; в 2021 – 56; в 2022 – 47; а в 2023 году лишь 29. Женщин с осложненными беременностями направляют в Иркутск для родов – за их собственный счет. Таких случаев в год около восьми-двенадцати.
Закрытие было распоряжено Министерством здравоохранения России, которое закрывает родильные отделения, где родится менее 100 детей в год. Вместо них больницы оснащают “помещения для экстренных родов”, задуманные для оказания срочной помощи беременным женщинам. После закрытия роддома в Бодайбо осталась только кардинально урезанная клиника. Но, как отметил мэр города Евгений Юмашев, это практически не решает проблемы – половина таких клиник в регионе вообще не имеют медицинского персонала.
Дефицит персонала действительно серьезен. По всей Иркутской области должности медицинских сестер в этих сельских клиниках заполняются всего на 64 процента, должности медсестер на 54 процента и должности акушерок на 60 процентов.
Наша единственная надежда – вы. Поддержите Meduza до тех пор, пока не стало слишком поздно.
Губернатор Игорь Кобзев назвал изменение демографического спада одним из своих приоритетов. В 2025 году он предложил сделать программу материнского капитала региона постоянной.
Галина Терентьева, возглавляющая Иркутское отделение Союза женщин России, сказала, что она считает целью жизни создание “здоровой, процветающей и успешной семьи” и воспитание детей. “Мы поддерживаем нашего президента в этом вопросе, который говорит, что многодетность должна стать частью философии нашего общества”, – сказала она.
но закрытия простираются далеко за пределами Иркутска. В январе 2025 года Нина Останина, возглавляющая комитет по защите семьи Государственной Думы, отметила, что более 150 государственных медицинских учреждений прекратили предоставление акушерской помощи за последние пять лет.
Патриотические беременности “Вы захотите сделать это снова!” В День беременных женщин Россия меняет рождение детей как патриотический долг
Перегружены и недоплачивают
По данным издания Гласная, число акушеров-гинекологов сократилось в 66 регионах России между 2016 и 2023 годами. К августу 2024 года государственным больницам не хватало 3 663 специалистов, сообщил Геннадий Сухих, вице-президент Российского общества акушеров-гинекологов.
Тяжелая нагрузка и низкая оплата заставляют многих увольняться. В половине страны работодатели предлагают акушеркам менее 38 000 рублей (около 450 долларов) в месяц. Персонал перинатального центра в Братске, в Иркутской области, также пожаловался на низкие заработки. Главный врач больницы, Марина Костюшко, в ответ обвинила самих женщин – сказав, что меньше родов означает меньшие зарплаты для медицинского персонала.
Врачи, говорящие публично о низкой зарплате, иногда сталкиваются с угрозами воздействия. В июне 2024 года персонал роддома в Буйнакске, Дагестан, написал на местном онлайн-форуме, что они работают больше часов из-за дефицита персонала, но их зарплата не увеличивалась. Немного позже администрация больницы угрожала уволить всех, кто жаловался.
Старшая акушерка написала коллегам, что начальник ее отделения приказал ей предупредить персонал, что он “накажет” того, кто высказался. “Он был вне себя”, – сказала она. “Он сказал, что найдет того, кто написал или сказал это, и накажет его строго, вплоть до увольнения”.
Ситуация в Буйнакске далека от уникальной. По всему Дагестану врачи и акушерки говорят, что сталкиваются с низкой оплатой и давлением со стороны руководства, в то время как регион сам быстро теряет больницы. Только за последний год Дагестан потерял четыре центральных районных больницы, четыре меньших филиала и две сельские клиники. Некоторым жителям сейчас приходится ехать на 20-30 километров, чтобы получить медицинскую помощь.