Осень в Центральной Азии началась с аномальной культурной активности. 5 сентября в Бухаре стартовала первая Биеннале современного искусства. В тот же день в Алматы распахнуло двери здание амбициозного и богатого Центра современной культуры «Целинный».
А 12 сентября открылся Алматинский музей искусств — большой частный музей современного искусства. Ожидания от АМА огромны. Его потенциал сравнивают с Музеем Гуггенхайма в Бильбао, а в собрании есть произведения мировых звезд искусства.
Алматы серьезно укрепил положение культурной столицы Центральной Азии. Замаячила и перспектива превращения в главный центр современного искусства на всем постсоветском пространстве.
Сорин Брут посетил «Целинный» и АМА и рассказывает о значении институций и людях, которые за ними стоят.
Одновременное открытие двух масштабных культурных институций наталкивает на мысль о конкуренции, но скорее оно объясняется заботой об иностранных гостях, чтобы они не растерялись в Центральной Азии.
Были и российские гости, в том числе экс-директор «Гаража» Антон Белов.
Алматинская интеллигенция весь сентябрь пребывала в состоянии влюбленности. Импровизатор и журналист Вадим Дергачев объясняет, что огромный запрос на социальный оптимизм.
Яркие арт-эксперименты в Алматы 1990-х были поддержаны Центром современного искусства Сороса.
В последние годы на актуальное искусство изредка обращал внимание главный художественный музей страны — имени Кастеева. В Алматы периодически проходят интересные выставки, и есть несколько галерей.
Нурлан Смагулов — основатель АМА, успешный бизнесмен, который собирает современное искусство уже 30 лет.
Когда в 2010-м лондонский Cristie’s делал выставку «Сокровища Казахстана», работы для нее были выбраны не только из государственного Музея им. Кастеева, но и из коллекции Смагулова.
Идея музея вызревала много лет.
Если АМА вызревал годами, то существование «Целинного» уже было вполне реальным.
Художественные лаборатории, издательская программа — все это делается уже не первый год.
Смагулов и Калиева начали продумывать устройство будущей институции.
У АМА и «Целинного» действительно существуют все задатки стать институциями высокого международного уровня.
Чем через 10 лет будут АМА и «Целинный» в Казахстане, пока удерживающем хрупкое равновесие на шаткой почве?
Сорин Брут