Фото: Александр Миридонов / Коммерсантъ. Каждое утро мы открываем интернет и читаем: “при строительстве детского сада украли 15 миллионов”, “очистные сооружения должны были сдать, но украли 30 миллионов”. Это не случайность, как сказал Салтыков-Щедрин: “Если я проснусь через 200 лет, то увижу: пьют и воруют”. Давайте сразу заложим в бюджет 10% на то, чтобы их украли. Возможно ли это? Это предложение внес депутат Астраханской областной думы Евгений Дунаев во время обсуждения бюджета на следующий год.
Просто заложить бонус для подрядчиков в виде денег, которые они могли бы украсть при исполнении государственных контрактов. Видимо, с чистой совестью. Председатель Заксобрания Игорь Мартынов парировал с элементами юмора: “Это уже будет по предварительному сговору группой лиц”. Что ж, в каждой шутке есть доля шутки. Равна ли эта доля десяти процентам? Говорил я как-то с владельцем ресторана. Он рассказал, что при планировании расходов на заведение он закладывает какое-то количество денег, еды и напитков, который украдет персонал. Он вообще не советовал связываться с этим делом — только если у тебя сеть или просто несколько заведений, тогда на круг есть шанс получать прибыль. И обязательно рекомендовал как можно чаще перетрясать персонал. А то пустят корни, и тогда воровать уже будут сверх всякой меры. Другой господин говорил про некий процент, который магазины закладывают на воровство покупателей и опять-таки сотрудников. Зло это неизбежно, и лучше к нему заранее подготовиться и учитывать будущие потери. Третий гражданин рассказывал про бизнес и необходимость “делиться” с разнообразными проверяющими и контролирующими.
В этом смысле предложение астраханского депутата выделяется лишь тем, что он депутат и предлагал закладывать потери на взятки прямо в бюджет. Я всегда говорю, что выступаю за честность — даже если она выглядит экстравагантно. Мы даем, мы берем — так давайте честно об этом скажем и сразу же запланируем, коль скоро не в состоянии это явление обуздать. У меня вот даже более радикальное предложение периодически возникает. Когда я вижу многосерийное благоустройство, то предлагаю: давайте мы обойдемся без этого “дорога на время, ремонт — навсегда”, а просто сразу выделим заинтересованным лицам те суммы, на которые они рассчитывают, и таким образом и они будут довольны, и мы, наконец, сможем жить спокойно без ощущения непрерывной стройки — с грохотом, пылью и вонизмом. Но мои предложения, конечно, никому не интересны. Я даже подозреваю, что кому-то интересен не только результат, но и сам процесс.
Не просто банально забрать сколько-то миллиардов в карман, а устроить еще и движуху. Чтобы никто не сказал, что деньги делались из воздуха и получались ни за что. Вон какой карнавал вокруг — какое же “ни за что”? Однако вернемся к астраханской идее. И заострим внимание на цифрах. Откуда депутат Дунаев взял эти 10%? Это же не ресторан, не чаевые. Почему не 5% или 15%? В свое время эксперты Высшей школы экономики посчитали, что средняя взятка для компании, претендующей на государственный контракт, составляет примерно 22,5% от его суммы. Почти на четверть увеличивая расходы. И это при том, что легально на коррупцию фирмы, разумеется, не закладывают ни рубля. А теперь представим, что 10% уже будут запланированы. Это будет означать лишь то, что взяткополучатели будут требовать свой процент исходя уже из возросшей общей суммы. И тогда на коррумпирование бюрократов придется тратить не 10%, а 15%. А если заложить 15%, то уже 20%. И вообще эксперты утверждают, что планировать нужно сразу 22,5%. Но заложишь ты эти 22,5%, и с тебя стрясут уже все 30%. Тут предела “совершенству” нет и не может быть. Как нет и никаких моральных ограничений. Мы уже четыре года живем в условиях тяжелых боевых действий. И сколько за это время стало известно случаев воровства на крови. Когда жизнь и здоровье солдат или мирных жителей не играют никакой роли для тех, кто готов на них наживаться.
Взятка — это не только некие абстрактные миллиарды, которые курсируют где-то в сферах огромных или более скромных господрядов. Это же и наша с вами повседневная жизнь. То, что называется бытовой коррупцией. В рамках исследования Российской ассоциации политконсультантов выяснилось (было это аккурат год назад), что средний размер бытовой взятки составляет 69,5 тысячи. В ТОП-5 отраслей с самой интенсивной бытовой коррупцией входят: получение водительского удостоверения, техосмотр, нарушение ПДД (9,8%), поступление в вуз, экзамены, зачеты (9,3%), обслуживание ЖКХ (8,2%), регистрация сделок с недвижимостью (7,0%), поступление и успешное окончание школы (6,5%).
Просто так устроена жизнь. Без денег мимо кассы не решить кучу рутинных вопросов. Или решить их можно, но это будет долго, муторно, и в глазах окружающих ты окажешься не столько честным, сколько дураком или, в лучшем случае, чудаком. Та ситуация, когда ты просишь у слесаря квитанцию, чтобы заплатить за его услуги, а слесарь даже не знает, как эта квитанция выглядит, потому что никогда она ему не пригождалась. В этом смысле не так важно, заложат ли в бюджет какой-то процент на взятки и насколько этот процент будет велик. С учетом неспособности и даже нежелания бороться с коррупцией, этот процент самоотрегулируется и будет присутствовать вне зависимости от того, зафиксируют его официально или столь же официально будут считать преступным обогащением. Взятки, коррупция существуют не только потому, что верхи не могут, но и потому, что низы не хотят в этой практике ничего менять.