Будущее без вражды и препятствий. Жизнь человека будет цениться в новом строе мира. А может, мира и не будет.

Фото: Валентин Егоршин / ТАСС.

Тупик враждебности

Сегодня мы столкнулись с беспрецедентным охлаждением отношений между Россией и Европой. Мы достигли точки, за которой начинается полная потеря взаимопонимания, и это самый серьезный кризис за последние полвека.

Но за взаимными обвинениями важно увидеть главное: продолжение этой конфронтации губительно для будущего и России, и всей Европы.

Попытки выстроить новый «железный занавес» — это не просто политический жест. Это глубоко безответственная стратегия, которая лишает наши страны перспектив развития и безопасности.

Мы видим пугающую эскалацию с обеих сторон. С одной стороны — дискуссии о конфискации активов, новые экспортные ограничения и рост военных расходов. С другой — агрессивная риторика об «ударах по столицам», которая недопустима в современном мире.

В этой атмосфере враждебности голос разума становится едва слышным, но именно он сегодня самый важный.

Корни этого противостояния глубоки, и мы последовательно говорили о рисках этого пути, особенно после событий 2014 года. Однако сегодня ситуация перешла уже в другую фазу.

Введение термина «недружественные государства», которого не было даже в годы холодной войны, и массовое объявление международных организаций «нежелательными» фактически криминализируют нормальное человеческое и профессиональное взаимодействие.

Людей искусственно разделяют, выставляя базовые европейские, а на самом деле просто общечеловеческие ценности — права человека, равенство всех перед законом, свободу слова — как нечто враждебное.

Без права на разрыв

Мы в партии «Яблоко» убеждены: если не начать диалог сейчас, если не прекратить словесную войну, риск перехода конфликта в необратимую стадию будет только расти. Политика должна служить сохранению жизней, а не их уничтожению.

Выход из тупика необходим обеим сторонам, и первый шаг к нему — это признание того, что у нас нет другой альтернативы, кроме мирного сосуществования в общем европейском доме.

Частью этой конфронтации стал подход многих европейских лидеров, которые видят в изоляции России единственный путь к безопасности. Идея превратить Украину в «защитный буфер», разделяющий Западную Европу и Россию, — это путь в никуда.

„ Поддержка продолжения боевых действий со стороны европейских политиков, отсутствие предложений по реалистичному плану мирного урегулирования — это политика, лишенная ответственности перед будущим не только Украины, не только Европы.

Сегодня много говорят об инициативах по прекращению огня, в том числе исходящих от президента США Дональда Трампа. Однако мы видим опасный разрыв между словами и делами: на практике не предпринимается реальных шагов для реализации этих предложений. А ведь именно немедленное заключение соглашения о прекращении огня — это единственное условие, позволяющее остановить гибель людей и начать движение к новой системе безопасности.

Важно помнить: Россия — это не «внешняя угроза» для Европы. Россия исторически, географически и культурно является неотъемлемой частью европейской цивилизации. Нас связывают века общей истории, торговли и культурного взаимопроникновения.

Пытаться окончательно разорвать эти связи — значит совершить историческую ошибку.

Безопасность без заборов

Все, кто призывает к войне до победного конца, должны осознать: военный конфликт между Россией и НАТО в современных условиях неизбежно приведет к применению ядерного оружия. И это будет финал для всей человеческой цивилизации.

Потом не будет возможности сказать: «Кто бы мог подумать?»

За годы этого противостояния принесены колоссальные, невосполнимые жертвы. Мы должны задать себе честный и горький вопрос: ради чего в XXI веке продолжают гибнуть тысячи людей с обеих сторон? Для чего эти смерти десятков и сотен и поломанные судьбы миллионов?

Мы живем в эпоху, когда человечество должно объединять усилия ради прогресса, а не уничтожать друг друга.

Нам жизненно необходимо развивать науку, углублять культурные связи, увеличивать продолжительность и качество жизни людей.

„ Перед нами стоят глобальные вызовы — такие как неминуемое изменение климата, распространение смертельно опасных вирусов, международный терроризм, — требующие солидарности всех стран.

Вместо этого мы наблюдаем архаичную жестокость, которая отбрасывает нас в прошлое. Отстреливать друг друга, как в темные времена, вместо того чтобы вместе строить будущее — это путь к самоуничтожению.

Да, старая система безопасности оказалась неэффективной — это факт. Значит, наша задача — не строить новые заборы, а искать иные подходы.

Нам нужна новая конфигурация безопасности, основанная на духе Хельсинкского процесса, которая будет включать в себя и Россию, и Украину, и Беларусь.

Только через диалог и признание высшей ценности человеческой жизни мы сможем построить мир, в котором границы не будут линиями фронта.

Фото: Александр Казаков / ТАСС.

Выйти из хаоса

Что должно стать фундаментом для нового подхода? Ответ для нас очевиден: возвращение в центр политики человека, его свободы и достоинства, его возможности творить и созидать, жить без опасности и без страха.

Те самые общечеловеческие гуманистические ценности, которые мы по традиции называем европейскими.

Идея Большой Европы «от Лиссабона до Владивостока», объединяющей страны ради защиты жизни, сегодня актуальна как никогда.

Когда она прозвучала в Европе из уст Михаила Горбачева в момент окончания холодной войны, то произвела эффект политического землетрясения. «Мы приветствовали это выступление бурными и искренними аплодисментами», — вспоминала бывшая в то время генеральным секретарем Совета Европы француженка Катрин Лалумьер.

Тогда это казалось мечтой, но сегодня это единственная содержательная перспектива и для России, и для Европы.

Мы не должны видеть друг в друге врагов. Как отмечает Григорий Явлинский в своей статье «Единственный выход», у нас нет шансов на деэскалацию, если на словах призывать к миру, а на деле демонстративно срывать любые попытки содержательного диалога.

Без четкого представления о будущем, в котором человек является смыслом политики, мы обречены на нарастание хаоса.

Европейская интеграция России — это не отказ от себя, а продолжение пути, который Европа начала после 1945 года, чтобы навсегда исключить большую войну из жизни людей на континенте, а потом и на планете. Это путь к безопасности, современным технологиям и уважению к личности.

„ Пора признать: время политики запретов и конфронтации должно уйти. Будущее России — в союзе с ценностями свободы и мира. Это наш единственный шанс выйти из глобального кризиса и построить страну, в которой хочется жить.

Остановить катастрофу

После завершения холодной войны перед нами открывались уникальные возможности для интеграции. Год за годом связи между Россией и Европой расширялись в науке, культуре, человеческом общении. Однако потенциал объединения, заложенный в основу европейского проекта, не получил должного развития, что во многом предопределило нынешний глубокий кризис.

Сегодня мы обязаны вернуться к этому пути. Если полноценная интеграция сейчас кажется далекой перспективой, то начать содержательный диалог о ней мы обязаны немедленно.

В основе этого диалога должны лежать не геополитические амбиции, а незыблемые ценности — приоритет прав и свобод человека, а не абстрактные интересы системы.

Этот разговор необходим, какой бы сложной ни была ситуация. Но для его начала есть одно обязательное, критически важное условие — немедленное заключение соглашения о прекращении огня между Россией и Украиной без предварительных требований.

Это единственный способ остановить катастрофу, остановить гибель людей. Именно это сегодня должны обсуждать политики и дипломаты, за это они должны бороться.

Только такой подход может стать фундаментом для построения мирного и разумного будущего на нашем континенте.

Швейцария намерена провести референдум о введении ограничения населения до 10 миллионов человек. Это предложение исходит от крайне правых.

Гладков порекомендовал жителям приграничных районов не использовать камуфляж, чтобы избежать привлечения внимания дронов.