Уличным музыкантам, которые осмелятся дать концерт в Санкт-Петербурге, грозит наказание. Не оставят в покое те, кто затеет играть на улице в собственную песню.

Получившая широкую огласку история с задержанием и арестом в Петербурге трех уличных музыкантов – певицы Дианы Логиновой (Наоко), барабанщика Владислава Леонтьева и гитариста Александра Орлова – стала не только первым случаем применения к музыкантам статьи 20.2.2 КоАП, но и наглядной демонстрацией ущербности городского закона о регламентации выступлений уличных музыкантов, вводящего разрешительный порядок этих выступлений.

Певица Диана Логинова (Наоко) в суде. Фото: Алексей Душутин / «Новая газета».

Протоколы на участников группы «Стоптайм» составили из-за их выступления 11 октября у станции метро «Площадь Восстания». Музыканты, регулярно выступающие на улицах Петербурга, исполняют композиции в том числе и тех, кто объявлен «иноагентом», и это вызвало недовольство провластных активистов. Но формально все трое получили арест на сроки от 12 до 13 суток совсем не за это, а по административной статье 20.2.2 КоАП – об «организации не являющегося публичным мероприятием массового одновременного пребывания граждан в общественных местах», которое «создало помехи движению пешеходов или транспортных средств либо доступу граждан к жилым помещениям или объектам транспортной или социальной инфраструктуры».

Судя по тому, что рассказывают петербургские СМИ, «помехи» в доступе к «объекту транспортной инфраструктуры», а именно – к станции метро, были созданы для единственного гражданина, написавшего заявление в полицию о том, что собравшиеся примерно 70 человек ему существенно помешали. Музыкантам вменяют то, что «с 20 часов 30 минут по 22 часа 00 минут, находясь в общественном месте у вестибюля станции метрополитена «Восстания-2», они организовали массовое одновременное пребывание граждан… в количестве не менее 70 человек, с использованием звукоусиливающей аппаратуры, не согласовав данное культурно-массовое мероприятие в установленном порядке с администрацией г. СПб».

Большие ли помехи для доступа к метро они могли организовать — большой вопрос: поздний вечер, и 11 октября была суббота — наплыв пассажиров, стремящихся к метро, быть уже не могло. И 70 человек, слушающих музыку, – не такая толпа, которая может серьезно помешать желающим войти в метро. В час пик у входа на эту и другие станции петербургского метро возникают куда более серьезные помехи из-за огромного числа желающих им воспользоваться.

Музыканты объясняли в суде, что ничего не «организовывали», что передвижению граждан не препятствовали и что жалоб от них (граждан), в том числе от владельцев близлежащих магазинов и заведений, не поступало, а место выступления выбрали заранее, поскольку оно было свободно.

Не помогло: суд назначил им почти максимальное наказание (предел по этому пункту статьи КоАП — 15 суток ареста). Кроме того, на 18-летнюю певицу Диану Логинову составлен еще протокол по статье о «дискредитации армии.

Выступления уличных музыкантов в Петербурге (как и в других городах) достаточно часты, в том числе – недалеко от станций метро, но не вспомнить примеров того, как музыкантов обвиняли, а тем более отправляли под арест, по указанной статье (конечно, тут свою роль сыграло содержание). Но эта история важна еще и как иллюстрация к тем правилам уличных выступлений, которые в городе принимали в конце 2022 года.

Барабанщик группы «Стоптайм» Владислав Леонтьев и гитарист Александр Орлов. Фото: Андрей Бок.

Тогда петербургская администрация решила «регламентировать» выступления уличных музыкантов. И установила разрешительный порядок выступлений: музыканты должны за срок от 10 до 20 рабочих дней подать заявку на одно из разрешенных для выступлений мест и ждать согласования. Если выяснится, что место уже занято, им могут отказать (при этом реестр заявок не является открытым и публичным, и невозможно заранее выяснить, не занято ли уже место). И еще целый ряд бюрократических формальностей, невыполнение которых может привести к отказу.

Все очень похоже на тот порядок, который действует в Петербурге при проведении публичных акций, и когда закон обсуждался, депутаты от «Яблока» говорили: „ эта конструкция неизбежно приведет к тому же — когда для «неугодных» уведомлений всегда находились поводы для отказа в связи с тем, что якобы кто-то другой раньше подал уведомление на то же место и время.

Была ли альтернатива? Конечно, причем достаточно близкая: порядок, который существует вМоскве. Можно зайти на сайт проекта мэрии Москвы «Уличный артист», где отображены все площадки для проведения концертов в городе, заранее ознакомиться с информацией, какие площадки свободны, а какие заняты, а затем в уведомительном порядке направить заявку на свободное место и время, не рискуя получить отказ.

Соответствующую поправку «Яблока» – о введении порядка, аналогичного московскому, – поддержали фракции «Справедливой России» и «Новых людей», а также часть коммунистов, но не поддержали «Единая Россия» и ЛДПР, и поправка не была принята. С критикой закона выступили фронтмен группы «АукцЫон» Олег Гаркуша, певец Максим Леонидов, петербургский бард Михаил Новицкий и музыкант, директор арт-центра «Гаркундель» Дмитрий Подосенов, заявившие, что предлагаемые нормы «недальновидны и безответственны» по отношению к исполнителям музыки и требуют доработки.

Но это ни на что не повлияло. Представители Смольного тогда обещали, что посмотрят, как закон будет работать, и, может быть, реализуют московскую схему, но за три года этого не сделали. Так и остается порядок, который дает, как изначально говорили оппозиционеры, не свободу музыкантам выступать, а свободу чиновникам запрещать эти выступления.

И еще: в городском законодательстве предусмотрено наказание за нарушение порядка выступлений уличных музыкантов. За это полагается только штраф. Для граждан — до пяти тысяч рублей.

Но к участникам «Стоптайма» применили другую статью, допускающую административный арест. И несложно понять почему.

Венгрия “обеспечивает безопасность” Путина, несмотря на необходимость исполнения страной ордера Международного уголовного суда. Место встречи с Путиным выбрал Трамп.

Российский финансовый институт имени Кирилла Дмитриева занимается разработкой технико-экономического обоснования тоннеля Россия — Аляска уже полгода.