‘Saltivka никогда не вернется то, что потеряла’. Как война России против Украины изменила самый пострадавший район Харькова.

Новость:
Локализованная всего в часе езды от границы с Россией, Салтивка когда-то была крупнейшим жилым районом Харькова. Построенный после Второй мировой войны для размещения быстрорастущего населения второго по величине украинского города, он когда-то был домом для около 300 000 человек.

После того, как Москва начала полномасштабное вторжение на Украину, близкое расположение Салтивки к границе сделало его жертвой российских атак. Когда десятки тысяч жителей спасались бегством, этот когда-то живописный район начал напоминать призрачный город.

Более трех с половиной лет спустя ситуация начинает меняться. Хотя российские силы продолжают регулярно бомбить Харьков с воздуха и начали новое наступление на регион, жизнь медленно возвращается в Салтивку. Разрушенные многоэтажки сносятся, те, которые можно восстановить, ремонтируются, и эвакуированные жители даже постепенно возвращаются в свои дома.

Рост микрорайонов
После окончания Второй мировой войны советские власти приступили к восстановлению Харькова и столкнулись с проблемой размещения населения, которое росло быстрее, чем они ожидали. Между 1943 и концом 1950-х годов число жителей Харькова увеличилось с 200 000 до 930 000.

“К 1959 году Харьков вернулся к своему предвоенному населению,” – объясняет местный историк и экскурсовод, который попросил сохранить анонимность. “Была настоятельная необходимость предоставить людям собственные квадратные метры жилья, чтобы они наконец могли выселиться из бараков и коммунальных квартир.”

Городские планировщики разработали мастер-план, предназначивший земли севернее основных промышленных предприятий Харькова для жилого строительства. Группа под руководством украинского архитектора Леонида Тюльпа разработала жилые комплексы, которые были построены к северу от автодороги Салтовское шоссе – крупного магистрального пути, ведущего к соседнему поселку Старый Салтов (отсюда и название).

“Такие районы были построены для всех, кто нуждался в жилье в городе – и многим людям это было нужно. Проблема жилищного строительства в [СССР] существовала с момента начала индустриализации, когда крупные группы людей перебрались в города, где строились заводы,” – говорит архитектурный историк Семен Широчин. “После войны ситуация ухудшилась. Было много разрушений, и люди жили в коммунальных квартирах и бараках. Массовое строительство жилья позволило переселить их.”

Переход к Солтовскому району, Харьков, 1966 год.
С 1950-х годов по конец 1990-х годов жилые комплексы, подобные тем, что в Салтивке, были построены по всему Советскому Союзу. Эти микрорайоны, как их называют, обычно придерживались стандартизированного плана, подобно пригородным районам в Соединенных Штатах. Но планируемая экономика СССР и государственный монопол на недвижимость позволили стандартизированным разработкам возможным на гораздо более крупной шкале.

Многоквартирные дома на проспекте Тракторостроителей в Салтивке. На центральной картине написано “мир”.
“В микрорайоне здания размещены на расстоянии друг от друга, есть зелень, инфраструктура расположена в пределах района,” – объясняет Широчин, добавляя, что благодаря стандартизированному развитию, здания из конкретных серий дизайна эпохи советского периода можно найти в других странах бывшего Восточного блока. “Хотя кажется, что все здания в этих жилых комплексах одинаковы, на самом деле существует множество различных дизайнов; они просто похожи.”

Начиная с конца 1950-х – начала 1960-х годов, общественная инфраструктура, такая как детские сады и школы, была построена прямо в пределах этих жилых комплексов. “Существовали четкие стандарты о том, на каком расстоянии должно быть жилые здание от детского сада или школы. Все должно было быть удобным и доступным,” – говорит Широчин. Другая обязательная инфраструктура, такая как кинотеатры и парки, часто строились на границе между двумя такими районами.

План развития жилого района Салтывка. Круги обозначают места с доступом к услугам, магазинам, транспорту и другой инфраструктуре.
“Для жителей, привыкших к узким улицам [центрального Харькова] или тесным коммунальным квартирам до войны, широкие проспекты с белыми зданиями и пространствами казались им необычными,” – вспоминает гид. “Даже сейчас Салтивка отличается от центра города.”

Микрорайоны в Северной Салтивке (Північна Салтівка на украинском), разработанные украинским архитектором Виктором Можейко, были построены между 1986 и 1992 годами. Улучшенный стандартизированный дизайн жилья и разноцветные здания делали этот район уникальным, также его пруды и зеленые зоны. “Природный ландшафт здесь прекрасно интегрирован в городскую среду,” – говорит Широчин. “На старых фотографиях можно видеть здания, буквально стоящие посреди пустоши. Но спустя 40 лет эти микрорайоны зеленеют; деревья выросли, и оформление ландшафта стало таким, каким задумывалось.”

Здания с повреждениями от обстрелов. Салтивка, лето 2025 года.
Инфериорный комплекс
После того, как Украина стала независимой от Советского Союза в 1990-х годах, спальные районы, такие как Салтивка, испытали изменения в составе населения. “Люди с большими ресурсами продавали свои дома на окраинах и переезжали в центр города. А те, кто нуждался в переезде или нуждался в деньгах, продавали свои дома в центре и покупали более дешевые квартиры на окраинах,” – объясняет Широчин.

По мере того, как жители с низким доходом переезжали в Салтивку, район начал восприниматься как опасный. Но согласно Широчину, данная репутация ушла, по мере того как район продолжал привлекать новых жителей и новые бизнесы открывались, чтобы удовлетворить их нужды. “Примерно 10-15 лет назад люди из маленьких городов начали снова переезжать в большие города. Они нуждались в жилье, и самое доступное жилье было квартиры в спальных районах,” – вспоминает он. “У этих людей была работа, поэтому рядом с ними возникала необходимая инфраструктура.”

Супермаркеты и магазины времен советского периода были заменены новыми магазинами, ТЦ, киосками и спортзалами. “Чувство, что жилые районы как-то ‘проигрышные’, исчезло, потому что бизнес компенсировал все отсутствующие удобства,” – говорит Широчин.

Под час урока в школе Забайкальского края произошёл обвал потолка. Дети успели выйти.

“На стене видна кровь и отпечатки детской руки.” 7 октября 2023 года: что заметили волонтеры, первыми вошедшие в дома, убитые террористами.